ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ
М.Б. Софиенко
ФГБОУ ВО Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация mirasof@mail.ru
Ключевые слова: эффективность, образование, сфера образования, система образования, образовательный процесс, учебный процесс, высшие учебные заведения, Министерство образования и науки, преподаватели, студенты, администрация, efficiency, education, the system of education, educational process, educational institutions, higher education, the Ministry of Education and Science, professors, students, officials
Страницы: 358-364
Аннотация
В этой статье автор пытается выяснить причину крайне низкой эффективности высшего образования в современной России, повысить которую не в состоянии все многочисленные и многолетние реформы. Рассуждая о том, как устроена имеющаяся система высшего образования (далее - СВО), автор выделил в ней три уровня. Первый уровень - это сам учебный процесс, второй - высшие учебные заведения, в рамках которых это обучение происходит и, наконец, третий - это уровень контроля и регулирования высшего образования, на котором находится Министерство образования и науки РФ. Приоритет учебного процесса, участниками которого являются преподаватели и студенты, очевиден: именно его качество определяет оценку и отдельных элементов СВО, и системы в целом. Вероятно, эффективность учебного процесса вполне адекватно оценивается качеством обучения студентов, эффективность вузов - уровнем оптимизации деятельности преподавателей и студентов, а действенность усилий Министерства образования, соответственно, - эффективностью деятельности подчиненных ему вузов. Между тем изучение структуры СВО и взаимоотношений ее составных частей в контексте ситуации в России приводит к следующему выводу: реформа отечественного высшего образования не просто движется вхолостую. Она невозможна, поскольку существующий объективно конфликт интересов компонентов СВО превратил ее в сферу обслуживания.
DOI: 10.15372/PEMW20160224 |