Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 1

ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

С.Л. Ивашевский
"Нижегородская академия МВД России, Анкудиновское шоссе, 3, 603950, Нижний Новгород, Россия
namvd@mail.ru"
Ключевые слова: политика памяти, коллективная память, образование, идентичность, politics of memory, collective memory, education, identity
Страницы: 92-101
Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности реализации политики памяти в системе отечественного образования в различные исторические периоды жизни российского общества. Система образования представлена в качестве значимого субъекта осуществления политики памяти, роль которого усиливается в периоды духовного кризиса и утраты национально-культурной идентичности. Выявлены исторические особенности политики памяти в образовании монархической, советской и современной России. Определены современные задачи образования по формированию новой политики памяти. В условиях формирования новой политики памяти и столкновения традиций и новаций в этом процессе ценности образования могут являться фактором их гармонизации и дальнейшего совместного развития. Традиционные ценности и новые, вызванные социокультурными изменениями, находят в образовании общие основания, ориентируемые идеей совершенствования человека и общества. Наличие объединяющей идеи выгодно отличает образование от идейной неопределенности, характеризующей современную политику. Роль образования, таким образом, представляется значимой в современной политике памяти. Современная политика памяти должна исходить из понимания образования как сферы, воплощающей в себе социокультурное единство и всей силой педагогического воздействия утверждающей идею историко-культурной общности российского народа. Философия образования, весь комплекс наук об образовании приобретают статус теоретической основы современной политики памяти. Их роль в отборе историко-культурной информации, в выработке ценностных приоритетов, моделей и форм коллективного памятования должна рассматриваться как органическая часть решения проблемы воссоздания национально ориентированной политики памяти, отражающей интересы современного российского общества.

DOI: 10.15372/PHE20160110