ТРАНСПОРТНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СИБИРИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.: ОТ РЫНОЧНОЙ К РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ
Г.М. Запорожченко
Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, РФ, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 galinakoop@yandex.ru
Ключевые слова: потребительская кооперация, транспортное потребительское общество, новая экономическая политика, закрытые распределители, отделы рабочего снабжения, Сибирь
Страницы: 81-86 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
Аннотация
В центре внимания автора - опыт кооперативов рабочих и служащих железнодорожного и водного транспорта Сибири в 1899-1933 гг. Автор исследует причины и обстоятельства утраты транспортной потребительской кооперацией статуса самодеятельной организации, закончившейся ее организационным поглощением государственной торговлей. Показано резкое ухудшение условий хозяйственной деятельности кооперации на рубеже 1920-1930-х гг. в связи с проведением индустриализации и коллективизации, централизованным распределением фондов, усилением партийно-государственного контроля, финансовой зависимостью от государства и т.п. Существенную роль, по мнению автора, сыграли и теоретические представления о «второсортности» кооперативной формы собственности в сравнении с государственной и общенародной, а также объективные сложности, связанные с неустойчивой рентабельностью широко раскинувшейся торговой сети транспортной кооперации.
DOI: 10.15372/HSS20150316 |