ПОСТСЕКУЛЯРИЗМ: В«ТЕКУЧАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ», ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО И В«НОВЫЙ ИСЛАМ»
Л.Н. Додхудоева
Институт языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан, 734002, Душанбе, ул. Турсун-заде, 38/1, кв. 12 lola.dodkhudoeva@gmail.com
Ключевые слова: постсекуляризм, индивидуализированное общество, «новый ислам», фрагментация авторитета, деинституционализация религиозности, спиритуальность
Страницы: 115-119 Подраздел: СООБЩЕНИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Аннотация
Статья посвящена проблеме трансформации ислама под воздействием процесса дерегулирования социально-экономических и политических отношений, сформированных в эпоху доминирования секуляризма. Высокая степень индивидуализации обращения с сакральным, деинституциализации современной религиозности заставляют ученых оперировать скорее понятием «духовность/спиритуальность», чем «религия». Если первое подразумевает индивидуальную приобщенность к миру божественного, то второе связано с формальной принадлежностью и идентичностью, коллективными практиками служения сакральному. К концу ХХ в. во всех основных религиозных системах ярко проявился феномен «веры без принадлежности [к определенной церкви, общине или религии]». Исследователи отказались от распространенного ранее утверждения о том, что секуляризм ведет к упадку религии. Совершенно очевидно, что он вызвал видоизменение ее роли в современной культуре: религия ушла от церкви и сообщества избранных религиозных авторитетов в обычного человека. Этот феномен привел к столь значительному изменению облика современного мусульманства, что позволил говорить о «новом исламе».
|