Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.138.60.29
    [SESS_TIME] => 1733338337
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a45ece564cf1c975531f4eda66f2b46c
    [UNIQUE_KEY] => 5cc6b1b75198a8acedc2f206c91f2b0a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2014 год, номер

МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ПРАВОСЛАВНОМ ЛАНДШАФТЕ ТОБОЛЬСКА XVII В

И.Л. Манькова
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской Академии наук (ИИиА УрО РАН), Россия, 620990, Екатеринбург, ул. Ковалевской, 16
ilman.08@mail.ru
Ключевые слова: Тобольский Знаменский монастырь, православный ландшафт, Сибирская епархия, освоение Сибири в XVII в
Страницы: 67-70
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация

Целью статьи является апробация концепта «правослвный ландшафт» на материале истории тобольского мужского монастыря в XVII в. Под православным ландшафтом понимается система культовых объектов, размещенных на определенной территории и образующих целостность. Считается, что монастырь с церковью во имя Зосимы и Савватия Соловецких был основан на правом берегу Иртыша до 1595/96 г. Со сменой места расположения он менял названия - Успенский, с 1609/10г., Знаменский - с 1624 г. Автор доказываетошибочность датировки появления мужского монастыря в Тобольске до 1595/96 г. и вообще высказывает сомнение в существовании Зосимо-Савватиевской обители. Эти сомнения основаны на том, что по документам первой четверти XVII в. в храмоименованиях и иконостасах церквей Успенского и Знаменского монастырей не прослеживается традиция почитания Зосимы и Савватия Соловецких. Она возникла только во второй четверти XVII в. и отразилась в посвящении этим святым придела Знаменской церкви. В последней четверти XVII в. придел, посвященный Соловецким чудотворцам, появился у Казанской церкви. По мнению автора, это связано с созданием истории о существовании Зосимо-Савватиевского монастыря как родоначальника Знаменской обители. Потребность в определении исторических корней возникла у монашеской общины в процессе изменмния статуса монастыря в сакральном пространстве Тобольска. Сначала он был местом упокоения немощных ветеранов государственной службы и ссылки опальных монахов. С созданием Сибирской епархии начала оформляться его роль как духовного центра, тесно связанного с Тобольским архиерейским домом. Важным этапом в этом процессе стало обретение в Знаменском монастыре чудотворной иконы Богородицы Казанской в 1661 г. Согласно гипотезе автора, тобольский мужской монастырь ведет свое начало от пустыни, возникшей недалеко от Тобольска до 1609/10 г. В ней проживало несколько монахов и, скорее всего, не было церкви. В 1609/10 г. они переселились в Успенский монастырь, который построили служилые люди, заботясь о своем пристанище в старости.