К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ В«САМОЕДОВ» СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII В
А.Х. Элерт
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8 alexandrelert@yahoo.com
Ключевые слова: Вторая Камчатская экспедиция, Г.Ф. Миллер, самодийские и угорские народы Северо-Западной Сибири, этнография, лингвистика
Страницы: 15-19 Подраздел: РОССИЯ В АРКТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ
Аннотация
В статье анализируются экспедиционные материалы участника Второй Камчатской экспедиции (1733-1743) Г.Ф. Миллера, характеризующие этнический состав самодийских народов Северо-Западной Сибири, а также некоторые особенности их материальной и духовной культуры. Автор впервые вводит в научный оборот сведения, почерпнутые из немецкоязычных рукописей ученого, которые до сих пор не использовались специалистами (черновые материалы и наброски, легшие в основу «Описания сибирских народов», полевой дневник путешественника и др.). Показано, что эти источники существенно дополняют составленные Миллером словари, особенно в отношении этнонимики самодийских народов и их диалектных групп. Доказывается, что именно Миллер первым и на столетие раньше М.А. Кастрена установил принадлежность «остяков нарымского языка» (селькупов) не к угорской, а к самодийской языковой общности. Приведены уникальные данные по этнонимике народов Мангазейского уезда, позволяющие по-новому поставить вопрос об автоэтнониме тавгов (нганасан), а также о том, были ли самоеды-юраки самостоятельным народом или всего лишь ненецкой диалектной группой. Отнесение ученым юраков к самостоятельному народу со своим языком подтверждается большим массивом данных, полученных непосредственно от самих аборигенов Мангазейского уезда. Большое значение имеют рассматриваемые в статье материалы Миллера по этнографии самодийских народов. В отличие от большинства предшествующих авторов, сравнивавших представителей самодийских и угорских народов с дикими зверями, ученый настаивал на том, что указанные народы по антропологическим параметрам были очень близки к европейцам, отличались душевной добротой, неспособностью причинять сознательные обиды, сострадательностью и чувствительностью. Эти и другие подобные утверждения Миллера показывают, что он не только стоял у истоков этнографического изучения самодийских и угорских народов Севера, но и отличался доброжелательностью, непредвзятостью и готовностью увидеть в кочевниках тундры лучшие человеческие качества.
|