ДОРОГИ ЖИЗНИ В ЧЕЛЮСТЯХ ХОЛОДА
В.А. Ламин, Я.А. Кузнецова
Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН), 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 lamin@history.nsc.ru
Ключевые слова: проекты, дискуссия, освоение Севера, Россия, железнодорожное строительство, концессионная политика
Страницы: 9-14 Подраздел: РОССИЯ В АРКТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ
Аннотация
В статье анализируются две противостоящие позиции в оценке экономического потенциала Севера и перспектив его хозяйственной реализации, сформировавшиеся в среде политической элиты - столичной и сибирской предпринимательской общественности конца XIX - начала ХХ вв. Этот период характеризовался не только внутренними коренными изменениями в стране, разрушением устоев Российской империи и установлением советской власти, но и тяжелой внешнеполитической обстановкой - Русско-японской и Первой мировой войнами. На основе изучения идей, инициатив, замыслов и начинаний в сфере освоения и развития арктических территорий России показана бездейственность, дистанцированность правительства от проблем Севера, которая объяснялась не только отсутствием средств и возможностей, экстремальными климатическими условиями, но и недальновидностью государственных деятелей и политиков. На протяжении большей части ХIХ в. российский Север находился под печатью хозяйственного забвения. Механизм сопротивления его освоению действовал на всей территории страны. Местная администрация, находившаяся на столичном попечении, поддерживала данную политику, всячески препятствуя попыткам и инициативам сибирских предпринимателей и общественных деятелей, готовых инвестировать свои миллионные состояния в проекты транспортного и экономического развития Севера. Важное значение в проектах придавалось развитию сети железнодорожных коммуникаций, предлагавшиеся к постройке линии которых направлялись к Мурманскому побережью - будущему океанскому порту, который открывал России выход на трансокеанские торговые коммуникации. Однако частных средств было недостаточно для столь масштабного освоения северных территорий. В 1920-е гг. с установлением советской власти и концентрацией всех финансовых ресурсов страны появилась реальная возможность для осуществления проектов строительства железных дорог и морских портов не только на Мурманском побережье, но и на Дальнем Востоке и т.д.
|