Моделирование аэродинамики космического аппарата при взаимодействии струи двигателя управления с атмосферой при спуске
А.В. Кашковский1,2, П.В. Ващенков1,2, Т. Баньяй3
1Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск sasa@itam.nsc.ru 2Новосибирский государственный университет, Новосибирск 3Институт механики жидкости и газа им. фон Кармана, Брюссель
Ключевые слова: метод ПСМ, динамика разреженного газа, интерференция, истечение из сопла
Страницы: 751-760
Аннотация
В работе численно исследуется изменение аэродинамических характеристик модели космического аппарата при взаимодействии струи двигателя управления с набегающим потоком. Параметры струи, истекающей из сопла двигателя, и полетные данные (скорость и высота) взяты из параметров космического аппарата Intermediate Ехperimental Vehicle. Моделирование проводится с помощью метода прямого статистического моделирования Монте-Карло. Для совместного моделирования плотной струи и разреженного течения в набегающем потоке применяется многозонный подход. Показано, что в случае, если струя двигателя управления истекает достаточно близко к поверхности космического аппарата, возможна интерференция потоков, благодаря которой силовые и моментные характеристики могут изменяться. В рассмотренной задаче момент тангажа благодаря интерференции увеличивается на величину порядка 10 % на высотах ниже 120 км.
|