ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТО – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Е.В. Коновалова
Набережночелинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 423806, Набережные Челны, Ул. Низаметдинова, 28 gbahaeva@mail.ru
Ключевые слова: диалоговая культура, подходы к обучению, учебное взаимодействие, уровни развития диалоговой культуры, диалог, общение
Страницы: 175-184 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования диалоговой культуры студентов - будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Методологической основой исследования послужили философская концепция диалога (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. С. Библер); психологическая теория личности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн); исследование проблем культуры педагогического общения, коммуникативной компетентности педагога, пути повышения эффективности педагогической коммуникации (Н. В. Бордовская, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, А. А. Реан, В. А. Сластенин и др.); психолого-педагогические концепции взаимодействия в процессе обучения (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, И. А. Зимняя, С. А. Смирнов). В результате исследования авторы определили педагогические условия развития диалоговой культуры студентов в процессе профессиональной подготовки. Диалоговая культура, по нашему мнению, — это определенный уровень развития методологической, информационной, исследовательской культуры, представленный в совокупности коммуникативных и интеллектуальных умений. Учебное взаимодействие в рамках диалогового общения представляет собой сотворчество, содеятельность, когда осуществляется «взаимопроникновение» субъектов общения, при котором преподаватель и студент выступают как две личности, в процессе взаимодействия которых происходит их взаимное обогащение. Созидательный характер диалога в учебно-познавательной деятельности проявляется в том, что в процессе взаимодействия его участников вырабатывается новый продукт, продукт совместной творческой деятельности педагога и студента который поднимает студента на новый уровень развития мышления, ведет к личностным изменениям и новообразованиям. В ходе диалога преподаватель и студент не просто обмениваются информацией с помощью вербальных и невербальных средств общения, сведениями об индивидуальных особенностях друг друга; диалог позволяет создавать проблемно–поисковое пространство, такую педагогическую ситуацию, которая служит основанием для совместной мыслительной деятельности, порождающей новообразования и способствующей самоорганизации и саморазвитию.
|