ОБУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ В ТВОРЧЕСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗАХ (СТРУКТУРАЛИСТСКОЕ ВИДЕНИЕ)
А.И. Иконников1, Н.П. Головачева2
1Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса , 68 aiikonnikov@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, 644099, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, 14 26gala.natali@mail.ru
Ключевые слова: структурное воображение, символическое воображение, формальное воображение, случайность, символ, знак
Страницы: 165-175 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения современной композиции студентов художественных вузов. Авторы дают краткую характеристику современного состояния процесса создания художественной композиции, выявляют проблемы и предлагают пути их устранения. Создание современной композиции в художественных вузах ставит перед педагогами и студентами новые, невиданные задачи и проблемы. В настоящее время на первый план обучения в художественных вузах выходит теория. Студентам недостает вкуса ко всякой загадочности и полноте бытия и мира. По мнению авторов, современная композиция должна зависеть от ее внутренних характеристик. При создании современной композиции следует обратить внимание студентов и на то, что символическое сознание предполагает образ глубины. В структуралистском творчестве объект воссоздается для выявления функций, и результатом оказывается проделанный путь. Структурализм выступает как деятельность, то есть упорядоченная последовательность определенного числа мыслительных операций. Целью любой структуралистической деятельности — неважно, рефлексивной или поэтической — является воссоздание «объекта» таким образом, чтобы в подобной реконструкции обнаружились правила функционирования (функции) этого объекта. Таким образом, структуралистское видение — это, в сущности, отображение предмета, но отображение направленное, заинтересованное, поскольку модель предмета выявляет нечто такое, что оставалось невидимым в самом моделируемом предмете. Авторы отмечают необходимость использования современных исследований, технологий и методик в учебном процессе, что позволит достигнуть значительного совершенствования и оптимизировать подготовку педагогов художественного образования в высшей школе. При разработке курса по преподаванию современной композиции в высшей школе важно учитывать, что процесс обучения современной композиции в целом состоит в понимании задач как таковых, постижении и нагнетании особенностей, компоновке поверхностей и идеальных событий. Учиться современной композиции — значит компоновать на холсте поверхности, линии с точками другого элемента, другой поверхности. Современная композиция сама по себе является идеальным телом, телом присоединения. Современная композиция одновременно тем совершенней и целостней, чем постепеннее определяется задача в качестве таковой. Автора произведения, художника правильнее называть оператором идеи современной композиции.
|