КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ
И.А. Жерносенко
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 656038, Барнаул, пр. Ленина, 46 iaj2002@mail.ru
Ключевые слова: образовательная модель, образование в Сибири, диалектическая связь культуры и образования, саморазвивающаяся система, культура образования
Страницы: 153-164 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы развития системы образования в Сибири. Сравнивая государственные образовательные модели (как советского периода, так и современные) с моделями народной педагогики, автор приходит к следующему выводу: социальные системы, такие как общество, культура, образование - живые, саморазвивающиеся по нелинейным законам системы, которые необходимо изучать и реорганизовывать, основываясь на принципах системности и культуросообразности. Для прогнозирования направления их развития необходимо учитывать такие непредсказуемые факторы, как творчество, свобода воли, самодетерминация, связь человека, общества, природно-территориальной среды существования. Для выстраивания современной образовательной парадигмы необходимо увидеть и наметить новые цели, осмыслить образовательные ценности, соответствующие иным условиям социального развития, выявить закономерности перехода к новому способу организации общественного бытия и соответствующему типу культуры, что возможно лишь при условии использования всеобщих методов, основанных на открытиях синергетики и принципах системного подхода. Они раскрывают логику процессов саморазвития сложных и сверхсложных систем, а значит, способны объяснить и рассчитать пути развития общества и культуры. Образование как особый феномен культуры, направленный на обучение, приобретение знаний, как система учебных заведений - явление сравнительно позднее, сложившееся в европейской культуре Нового времени. В разнообразных вариантах этнических и государственных типов эта система направлена на формирование и закрепление в культуре народа характерных для данной эпохи представлений о человеке, его сущностных качествах и об отношении к миру. Сущностные качества современного образования в Сибири формируются в ее истоках - в типологических особенностях древних культур, в социокультурных процессах прошлого. Многонациональная и полиэтническая по своему составу Сибирь, наполненная с археэволюционных времен всеми видами социального уклада от традиционно-общинного общества до современного, при активном вкладе русского населения, с последующей урбанизацией современного типа, становится «модельным» регионом по отработке передовых технологий как в области производственных отношений, так и гуманитарных. Поэтому, выстраивая модель становления системы образования в ХХI в., необходимо также учитывать уроки истории: в них нередко кроются ответы на многие вопросы современности.
|