К ПРОБЛЕМЕ ЦЕЛЕВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА
Р.А. Барышев, Г.М. Цибульский, О.И. Бабина, Н.О. Пиков
Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 79 r_baryshev@bk.ru
Ключевые слова: высшее образование, библиотечное обслуживание, субъект-объектное взаимодействие, поисковые системы
Страницы: 105-112 Подраздел: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье указывается, что библиотечное дело, имея богатую историю и представляя наиболее ценную в общечеловеческом смысле категорию хранителей знания, уже длительное время находится в состоянии перманентных трансформаций. Только за последние 20 лет во многих библиотеках поменялись механизмы внутренней работы, принципы работы с читателями, и в это же время уменьшилась потребность читателя в библиотеке (частота посещений и их длительность). Последнее происходит в основном на фоне интенсивного развития сети Интернет, однако существуют и другие причины. Так, одна из базовых причин - неготовность библиотеки меняться под современные реалии и потребности общества, это относится и к внутреннему устройству организации и во многом связано с отсутствием активного взаимодействия с читателем. Поскольку библиотечная деятельность всегда рассматривалась как процесс, организованный с участием субъекта, но без прямого его влияния на характер деятельности, сегодня такая модель неэффективна с точки зрения взаимодействия пользователя библиотеки и самой библиотеки. В ответ на это возникают и вводятся в практику новые методы организации работы с читателем, и в основе — новейший подход, где признается главная роль пользователя. Рассмотрены особенности субъект-объектного взаимодействия, возникающего между пользователем и библиотекой, характерной чертой которого является работа с поисково-информационными сервисами и электронной библиотекой вуза. Показана возможность оптимизации поисковых систем библиотек вузов для более эффективного обслуживания путем предварительного изучения потребностей читателей. Изложены базовые цели читателя вузовской библиотеки, главной из которых является потребность в учебно-методических материалах, связанных с актуальными образовательными дисциплинами. Обоснована идея целевого обслуживания читателя библиотеки в вузе на основе ранее известных потребностей.
|