СОЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ: РИТОРИКА НЕНАВИСТИ, АНОНИМУСЫ, КОПИРАЙТ И ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗОР
Д.В. Винник
Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 dvinstor@gmail.com
Ключевые слова: социальная феноменология, интернет, риторика ненависти, копирайт, анонимность, полицейский надзор
Страницы: 79-88 Подраздел: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируются социальные феномены, структура и содержание которых претерпевают существенные изменения вследствие массового внедрения средств электронных коммуникаций: сети Интернет, систем сотовой связи, геопозиционирования и различных программных продуктов, реализующих возможности этих технических систем для различных человеческих потребностей. Делается вывод, что происходит качественное изменение специфики привычных социальных феноменов, требующих, с одной стороны, понимания этой качественной специфики, с другой - необходимости их осмысления с точки зрения известных концепции социальной онтологии. В интеллектуальной среде, ангажированной постмодернистской риторикой, существует тенденция онтологизации социальных феноменов цифровой эпохи: часто можно услышать слова о том, что цифровые технологии принципиально меняют не только содержание коммуникации, но и саму природу человека, его отношение к окружающей реальности, включая реальность социальную; что существующие социальные концепции не способны адекватно описать и корректно объяснить новую феноменальную специфику и требуют создания принципиально новых концепций, способных описать и объяснить новую социальную реальность. Появились направления медиафилософия и трансгуманизм. Действительно, многие социальные феномены, обязанные своим вниманием к ним коммуникационным технологиям, нередко производят обескураживающее воздействие на власть и общество, не способных оперативно совладать с негативными аспектами этих явлений с помощью технических, политических и юридических средств. Однако важно понимать, что эта проблема компенсации негативных последствий заключается не в том, что человечество столкнулось с принципиально новыми социально-онтологическими феноменами, а в том, что оно столкнулось с новой качественной спецификой давно описанных и объясненных социальных явлений, появившихся в результате усложнения коммуникационных систем, а именно уплотнения коммуникационной среды на многие численные порядки. Эта качественная специфика требует не создания принципиально новой цифровой онтологии или медиаонтологии, а рефлексивного переосмысления равновесия между издержками новых технологий и их преимуществами с целью создания адекватных этому равновесию этических, правовых и политических концепций для регулирования сферы публичных коммуникаций.
|