КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Н.В. Терзи
Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, MD-3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128, корп. 2 naterz@yandex.com
Ключевые слова: образовательная услуга, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, инновационные способности, человеческий капитал
Страницы: 37-42 Подраздел: РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье определяются понятие и показатели конкурентоспособности образовательных услуг, рассматриваются проблемы и пути ее повышения. В современных условиях необходимо реформирование системы образования всех уровней, развитие системы непрерывного профессионального образования, внедрение новых способов финансирования, образовательных стандартов, повышение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, конкурентоспособности образовательной услуги. Конкурентоспособность образовательной услуги — это способность образовательной услуги сохранять имеющиеся конкурентные преимущества на всех этапах жизненного цикла и долговременно конкурировать на рынке образовательной услуги путем постоянных улучшений. Система образования через многообразие учреждений, обеспечивающих вариативность предлагаемых образовательных программ, выступает в качестве поставщика (агента предложения) образовательных услуг на рынке, а домохозяйства предъявляют спрос на эти услуги. Критерием конкурентоспособности образовательной услуги являются показатели конкурентоспособности получателя данной услуги. Конкурентоспособность получателя образовательной услуги — это свойство человеческого капитала, позволяющее ему побеждать на рынке квалифицированного труда. Система показателей конкурентоспособности получателя образовательной услуги включает базовые показатели и частные показатели. Говоря о конкурентоспособности образовательной услуги, необходимо рассматривать непрерывное взаимодействие рынков труда и рынков образовательных услуг. Конкурентоспособные образовательные услуги - это те услуги, которые способны гибко реагировать на запросы рынка труда. Снижает конкурентоспособность образовательной услуги, безусловно, сформировавшаяся тенденция всеобщего высшего образования. Сигнал в виде вузовского диплома перестает работать, поскольку утрачивает информационную ценность, поэтому возникает «погоня» за дипломами все более и более высокого уровня. Подобная ситуация чревата возникновением глубокого структурного дисбаланса.
|