КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Б.Н. Кагиров1, С.В. Камашев2, Н.Н. Краснова3, Н.В. Наливайко2,4, Е.В. Ушакова5
1Алтайский государственный университет, 656049, Барнаул, пр. Ленина, 61 mahitraya@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 kvs200@ngs.ru 3Сибирский институт знаниеведения, 656049, Алтайский край, г. Барнаул,, пр. Красноармейский, 90 natalya-krasnova-69@mail.ru 4Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 nnalivaiko@mail.ru 5Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 40 foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: философия образования, мировоззренческо-педагогический аспект, культура, безопасность, культура безопасности жизнедеятельности, образование, культура безопасности в контексте философии образования
Страницы: 14-25 Подраздел: РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В научно-философском и философско-образовательном аспектах рассмотрена проблема культуры безопасности в образовании и в жизнедеятельности социальных субъектов в изменяющихся и усложняющихся условиях XXI в. С позиций философии образования обращено внимание на вопросы специфики культуры безопасности в условиях глобализации, взаимосвязи общего мировоззрения и культуры безопасности, воспитания культуры безопасности, анализа культуры безопасности жизнедеятельности как предмета в системе школьного и вузовского образования. Представлена специфика культуры безопасности и ее роль в быстро изменяющемся и глобализирующемся мире. Показана взаимосвязь комплексных социальных, техногенных и антропогенных изменений в аспекте проблемы культуры безопасности. Раскрыто основное содержание культуры безопасности как конкретного практически важного знания, его мировоззренческое и культурфилософское знание, органичная связь с образованием и философией образования. Показаны уровни культуры безопасности: для отдельной личности, для группы и организации, для страны. Обоснована важность формирования безопасно-ориентированного индивидуального и общественного сознания социальных субъектов на общегосударственном уровне. Выявлена органичная связь культуры безопасности с образованием разных уровней (школьного и вузовского обучения). Выявлены место и роль философии образования в процессе осмысления важности и проблем культуры безопасности: 1) как мировоззренческого знания; 2) как образовательной дисциплины; 3) как сознательно-практической деятельности стратегически безопасного содержания. В первой позиции раскрываются: а) многообразие знаний, связанных с безопасностью (в основном профессионально ориентированных); выявляется необходимость интеграции этих знаний во всеобщий культурфилософский блок культуры обеспечения безопасности социальных субъектов, техногенных объектов и антропогенных природных ландшафтов;б) понятийная база предмета. Во второй и третьей позициях анализируются место и роль культуры безопасности в образовании. Культура безопасности — это общеобразовательная общекультурная мировоззренческо-праксиологическая дисциплина об основах безопасной жизнедеятельности отдельных людей, общностей в стране, всего государства, о принципах безопасного поведения в общих ситуациях риска, опасностей, катастроф, их предупреждения, преодоления, ликвидации, восстановления безопасной жизнедеятельности; в целом это интеллектуально-знаниевая, волевая и практико-ориентированная подготовка субъектов в процессе их воспитания и обучения на разных уровнях образования.
|