РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ XVIII В. В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
А.В. Киселев
Кемеровский государственный университет культуры и искусств Научно-исследовательский институт прикладной культурологи (КемГУКИ НИИ прикладной культурологии), Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17 graf-kiselev@yandex.ru
Ключевые слова: краеведение, Академия наук, методология, логико-математическая модель, монадология, школа эрудитов, Сибирь, Вторая Камчатская экспедиция, Local history studies, Academy of Sciences, methodology, logical-mathematical model, monadology, the school of erudites, the Second Kamchatka expedition
Страницы: 86-89 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
Аннотация
Значимость отечественного краеведения в сохранении и воспроизводстве социокультурных ценностей актуализирует проблемное поле методологической и историографической рефлексии изучения родного края. Отечественное краеведение располагает обстоятельной историографией, но процесс зарождения краеведческого знания России и его теоретико-познавательные основания не получили еще достаточного освещения, в том числе монографического. В статье на основе геоисторического подхода анализируется роль академических экспедиций XVIII в. в становлении отечественного краеведения и значение онтологически-познавательной стратегии историко-краеведческих исследований этого периода. Необходимость комплексного исследования страны подвигнула реформаторский гений Петра Великого к созданию Санкт-Петербургской Академии наук, которая стала основным истоком новой русской науки. Становление отечественного краеведения происходило в формате главного исследовательского проекта академического сообщества - составление генеральной карты державы. Центральное место в естественно-исторических изысканиях заняла восточная окраина - Сибирь, для обследования которой направлялись Камчатские экспедиции. Монадология Г.В. Лейбница и логико-математические принципы гносеологии Х. Вольфа стали теоретико-методологическим основанием для экспедиционных изысканий, которые реализовали на территории восточной окраины концепцию геоисторического познания отдельных областей, т.е. краеведческое исследование. Локальный геоисторический параметр приобрел академический статус и общегосударственный характер в ходе Второй Камчатской экспедиции и наиболее целостно проявился в историко-краеведческих исследованиях Г.Ф. Миллера и С.П. Крашенинникова. Рожденная в «недрах» Санкт-Петербургского академического сообщества историко-краеведческая практика унаследовала классические научные и научно-организационные принципы высшего учреждения России.
|