В«СОБОРНИК» МИТРОПОЛИТА ДАНИИЛА И КУЛЬТУРА ПРОПОВЕДИ В МОСКОВСКОЙ РУСИ XVI В. (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
Л.И. Журова
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8 zhurova@ngs.ru
Ключевые слова: митрополит Даниил, В«СоборникВ», учительная литература, проповедь, рукопись, книжная традиция, церковный писатель, XVI в, Daniel the Metropolitan, “Sobornik” (“Collected writings”), didactic literature, sermon, manuscript, book tradition, church writer, XVI century
Страницы: 41-44 Подраздел: КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация
В рукописном наследии митрополита Даниила самое важное место занял сборник, составленный из 16 Слов автора («Соборник»). Его появление вызвано нравственным и образовательным состоянием русского общества первой половины XVI в. Слова Даниила были рассчитаны на то, чтобы выполнить просветительскую и дидактическую функции в воспитании православного. Известно, что церковные писатели следовали такому принципу строения проповеди - учить не от себя, а от Божественных писаний и согласно с ними. Поэтому роль священного текста в Словах Даниила была чрезвычайно высока. В трехчастной структуре его сочинений, которую исследователи XIX в. считали несвязанной, выписки из Библии и трудов отцов Церкви помещались во втором разделе и занимали много места (до 88 %). Исследователи XIX в. предлагали эти «свидетельства» не изучать и не публиковать. В статье впервые обращается внимание на необходимость пересмотра оценок писательской практики Даниила. На основе анализа ряда сочинений «Соборника» выявлены элементы, обеспечившие содержательную и композиционную цельность авторского свода и позволившие определить логику в строении Слов проповедника. В диапазоне «Соборника» находятся вопросы о богословских истинах и мирской жизни: о ложных пророках и истинных учителях, крестном знамении и Крестной смерти, церковном предании, Боговоплощении, отношениях церковной и светской властей, человеческой морали и нравственности. Объединяющим началом в авторском своде является профития, пастырский пафос и единообразие формы Слов. В. Жмакин определил жанр сочинений Даниила как ученый трактат. В настоящей статье предлагается Слова писателя представить как синтетичный жанр, жанр компилятивной организации. Укрупнение форм повествования - общая тенденция в развитии книжной культуры XVI в. Главное, считал Даниил, не побуждать человека самому постигать истину, а убедить его в том, что необходимо воспринимать священный текст только в изложении богослова. Этой позицией обусловлена архитектоника Слов проповедника.
|