КОНЦЕПТ В«СИБИРСКИЙ ТЫЛ» (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX В.)
А.И. Тимошенко
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8 timoshenkoai@ngs.ru
Ключевые слова: сибирский тыл, пространственно-географический фактор, геополитическая стратегия, экономические резервы, природные ресурсы, военно-промышленное производство, Siberian rear, spatial and geographical factors, geopolitical strategy, economic reserves, natural resources, military-industrial production
Страницы: 5-9 Подраздел: К 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
В статье предпринята попытка определить сущностное наполнение понятия «сибирский тыл», его возникновение и развитие, а также проанализировать стремление к созданию тыловых районов как части геополитической и военно-оборонной стратегии Российского государства. Концепт «сибирский тыл» трактуется как некий замысел, отраженный в идеях и планах, которые по объективным причинам рано или поздно реализуются на практике. Автор акцентирует внимание на том факте, что в конце XIX - начале XX вв. определилось смысловое значение понятия «сибирский тыл», а также был создан образ территории, находящейся в центре государства и относительно защищенной от пограничных вторжений. В этот период «сибирский тыл» в широтном направлении географически был обозначен в районе от восточных отрогов Среднего Урала до междуречья Иртыша и Оби. Природные ресурсы территории оценивались с учетом перспектив колонизации и дальнейшего социально-экономического развития, подразумевавшего насаждение как аграрного, так и промышленного производства. Особый интерес для создания военно-промышленных предприятий, с позиций государственного управления и предпринимательства, представляло развитие горной и металлургической отраслей. В проблемном поле статьи обозначены пространственно-географическая составляющая концепта «сибирский тыл» и его историческая роль в геополитической стратегии Российского государства. Подчеркнуто, что потребность в создании тыловых индустриальных районов обострилась с началом Первой мировой войны. В этот период для Сибири первостепенное значение в плане самоорганизации территории, ее заселения и хозяйственного освоения имело железнодорожное строительство. Первым и наиболее действенным шагом стало сооружение Транссиба, положившее начало строительству других железных дорог, ставших каркасом экономического развития региона.
|