ИНЕРЦИОННОСТЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ
М.С. Ильченко
Институт философии и права, УрО РАН, Екатеринбург msilchenko@mail.ru
Ключевые слова: инерционность, система образования, институциональное развитие, зависимость от исторического пути, импорт институтов, воспроизводство ценностей, идеологический механизм
Страницы: 161-167 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается роль инерции в развитии российской системы образования. Утверждается, что в период масштабных социальных трансформаций 1990-х гг. инерционные механизмы системы образования выполнили важную защитную функцию, позволив сохранить ее ключевые институциональные свойства и устойчивость воспроизводства. Автор полагает, что в сегодняшней ситуации инерционность не только определяет логику институционального развития российской образовательной сферы, но и непосредственно влияет на ее идеологический характер. Инерционные механизмы подменяют функцию ценностного регулирования воспроизводством социальных рутин и привычек, тем самым способствуя формированию особого типа установок и образцов поведения.
|