МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Агапов
Рязанский институт развития образования, Рязань agapov-u@mail.ru
Ключевые слова: когнитивные и метакогнитивные структуры, культура мышления, мыслительная деятельность, образовательные стратегии
Страницы: 153-160 Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Автор анализирует различные подходы к формированию метакогнитивных структур познавательной деятельности и их роли в развитии общей культуры мышления в процессе образования. В статье исследуется влияние этих подходов на формирование современных образовательных стратегий и моделей. Показана специфика формирования и развития когнитивных и метакогнитивных структур сознания и мышления в условиях традиционного предметного обучения, в процессе развивающего и ориентированного на метапредметное содержание образования. Обосновывается необходимость учета различий метакогнитивных структур, организующих логическое мышление в его классическом понимании, и нарративных языковых категорий и структур. Делается вывод о необходимости и перспективности разработок новых моделей образования, нацеленных на развитие метакогнитивных структур сознания и способностей к рефлексии организующих мышление категорий и языковых средств.
|