ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВА ПРОЕКТА НАУКИ
Н.Н. Власюк, Д.В. Евзрезов, Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск nnvlasuk@ngs.ru
Ключевые слова: проекты науки, типы рациональности, философия образования, развитие образования
Страницы: 106-116 Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируются особенности философии образования в различных философских традициях, связанных с двумя проектами науки и соответствующими им двумя типами рациональности. Различение типов рациональности, приведшее впоследствии к различению двух проектов науки, прослеживается еще от Аристотеля: софистский (по сути – метафизический) и диалектический типы рациональности. При этом различение двух проектов (метафизического и диалектического) основывается на различении двух типов общества, а следовательно, и на различении социальных институтов в них. Как следствие, исследования онтологического статуса, аксиологических и праксиологических аспектов образования как социального института базируются на онтологии того типа общества, которое образование воспроизводит. Онтологическая характеристика преобразования сферы образования в современной России заключается в противоречивом переходе от ранее существовавшего диалектического понимания образования к его трактовке как услуги, свойственной софистскому типу рациональности. Сегодня образование в России на уровне рациональностей, заложенных в систему обучения и воспитания, представляет собой смешение софистской (метафизической) и диалектической рациональностей, частично сменяющих друг друга. Сходящийся колебательный процесс движения системы образования России в сторону метафизики и возможная полная потеря диалектических основ являются результатом вхождения страны в глобальный проект трансформации мира на основе, в первую очередь, глобализации информационных потоков (информационной глобализации).
|