ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИВ АСПЕКТЕ В«ИНСТАВРАЦИИ» ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Князев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск knyazev@sibsau.ru
Ключевые слова: философия образования, глобализация, инставрация, философская модель мира, традиция теоретизирования, сущность, существование
Страницы: 49-57 Подраздел: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Аннотация
Анализируются философские проблемы глобализации и образования. Глобализация представлена особой формой организации социально-исторического процесса. Она включает в себя объективную и субъективную составляющие. Абсолютизация субъективной составляющей глобализации ведет к выдвижению исключительной роли ее сильных субъектов, насаждающих другим участникам планетарных отношений свои интересы и свою шкалу ценностей. Абсолютизация объективной составляющей глобализации приводит к рассмотрению ее как независимого от целенаправленных действий субъектов хода исторического процесса. Каждая из обозначенных крайностей обусловлена одной из двух философских моделей мира – диалектической или метафизической (репрезентативистской). В диалектике глобализация адекватна «человекоразмерным» системам. Такие системы существуют по объективным законам. Но в процессе исследования таких систем необходимо учитывать присутствие в них в качестве одного из структурных компонентов человека (деятельного социума) со своими интересами и целями. Рассматривается тенденция к инставрации духовного исторического потенциала. Раскрывается сущностный исследовательский подход на основе принципа единства сущности и существования исследуемых явлений в современном обществе.
|