ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. Д. Матюшкина
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования matyushkina@spb.edu.ru
Ключевые слова: нравственное сознание, ненасилие, толерантность, рациональное мышление, ценности творчества, качество образования
Страницы: 167-175
Аннотация
В статье формирование автономного критического нравственного сознания рассматривается как приоритетная цель и критерий качества современного образования. Анализируется соотношение этой цели с целями развития мышления, толерантности, творчества. Показывается, что для формирования критического нравственного сознания необходимо совместить разносторонние и глубокие знания с развитием автономии, свободы личности и мышления. Обосновывается, что образование будет способствовать развитию рационального мышления в той мере, в какой оно будет неавторитарным и «несуггестивным» по своим методам. Особое внимание уделяется идее ненасилия как важнейшему фактору формирования нравственного сознания. Обсуждаются вопросы преодоления деструктивной агрессии с помощью игровой, театральной деятельности, разнообразной творческой самореализации.
|