Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.221.90.184
    [SESS_TIME] => 1732396430
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 9b8c7316b65285181d34af2a6d5e84db
    [UNIQUE_KEY] => 41a83d90af32cfd0f21cfd4d4411e7f1
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2010 год, номер 4

«ВАРВАРСТВО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» И ПЕДАГОГИКА НАУКИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ МЫСЛИ»

Стефано Оливерио
Университет Неаполя им. Федерико II
stefano.oliverio@unina.it
Ключевые слова: наука, культура, жизненный мир, формирование понятий, специализация наук
Страницы: 130-145

Аннотация

Головокружительный процесс специализации наук представляет собой двойную угрозу для нашей цивилизации: с одной стороны, большинство из нас исключено из того, что можно было бы назвать характеристическими достижениями современной эпохи (Триллинг (Trilling)), с другой стороны, варварство специализации угрожает истинности науки как культуры (Ортега-И-Гассет). Как сохранить связь между наукой и энциклопедией мысли? Этот кардинальный вопрос приводит к другим, более радикальным вопросам: имеется ли взаимоотношение между наукой и мышлением? Каким может быть это взаимоотношение? Что есть наука в том плане, в каком она связана (если вообще связана) с мышлением?
Для того, чтобы исследовать эту проблему, данная статья обращается к важному высказыванию Хайдеггера о том, что «наука не мыслит». Сравнивая идеи Хайдеггера и Куна, автором статьи обосновывается позиция, что наука не мыслит в точности до тех пор, пока она суть исследование. Но она постоянно связана с мышлением как своим изначальным фундаментом. В этом смысле становится принципиально важным, чтобы научное образование было вдохновляемо философским подходом.
В отличие от других, автор статьи считает, что философский подход не означает, в основном, анализ концепций и логическую обоснованность. Он означает также изучение процесса формирования научных понятий из жизненного мира (Lebenswelt). Именно благодаря преодолению забвения существования научных понятий в жизненном мире, а также благодаря переоткрытию последнего как фундамента науки, становится возможным предотвращение исчезновения науки в простое манипулирование формулами, с одной стороны. С другой, обеспечение некоего фундамента, общего для обычного человека, образованного технаря и среднего гражданина, о необходимости которого для преодоления разделения науки и культуры говорит физик Геральд Холтон (Gerald Holton). В заключительной части статьи обосновывается, что данное переоткрытие влечет за собой развитие педагогического измерения науки, то есть науки как части общего человеческого образования (Bildung).