«ВАРВАРСТВО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» И ПЕДАГОГИКА НАУКИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ МЫСЛИ»
Стефано Оливерио
Университет Неаполя им. Федерико II stefano.oliverio@unina.it
Ключевые слова: наука, культура, жизненный мир, формирование понятий, специализация наук
Страницы: 130-145
Аннотация
Головокружительный процесс специализации наук представляет собой двойную угрозу для нашей цивилизации: с одной стороны, большинство из нас исключено из того, что можно было бы назвать характеристическими достижениями современной эпохи (Триллинг (Trilling)), с другой стороны, варварство специализации угрожает истинности науки как культуры (Ортега-И-Гассет). Как сохранить связь между наукой и энциклопедией мысли? Этот кардинальный вопрос приводит к другим, более радикальным вопросам: имеется ли взаимоотношение между наукой и мышлением? Каким может быть это взаимоотношение? Что есть наука в том плане, в каком она связана (если вообще связана) с мышлением?
Для того, чтобы исследовать эту проблему, данная статья обращается к важному высказыванию Хайдеггера о том, что «наука не мыслит». Сравнивая идеи Хайдеггера и Куна, автором статьи обосновывается позиция, что наука не мыслит в точности до тех пор, пока она суть исследование. Но она постоянно связана с мышлением как своим изначальным фундаментом. В этом смысле становится принципиально важным, чтобы научное образование было вдохновляемо философским подходом.
В отличие от других, автор статьи считает, что философский подход не означает, в основном, анализ концепций и логическую обоснованность. Он означает также изучение процесса формирования научных понятий из жизненного мира (Lebenswelt). Именно благодаря преодолению забвения существования научных понятий в жизненном мире, а также благодаря переоткрытию последнего как фундамента науки, становится возможным предотвращение исчезновения науки в простое манипулирование формулами, с одной стороны. С другой, обеспечение некоего фундамента, общего для обычного человека, образованного технаря и среднего гражданина, о необходимости которого для преодоления разделения науки и культуры говорит физик Геральд Холтон (Gerald Holton). В заключительной части статьи обосновывается, что данное переоткрытие влечет за собой развитие педагогического измерения науки, то есть науки как части общего человеческого образования (Bildung).
|