Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.138.125.2
    [SESS_TIME] => 1713629470
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => aafd53dc81cff154b67c9141982b8091
    [UNIQUE_KEY] => 9481358a48a96f1b8d920ac887f9d329
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

КАЗАХСТАН: НОВАЯ МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА И ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Г.Г. Соловьева, Д.М. Жанабаева
Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Алматы, Казахстан
soloveva.greta@mail.ru
Ключевые слова: гражданская нация, примордиализм, конструктивизм, национальное строительство, казахстанская идентичность, университет, добродетельный город, civil nation, primordialism, constructivism, national construction, Kazakhstan identity, university, virtuous city
Страницы: 153-172

Аннотация

Введение. Проблема формирования национальной идентичности - одна из ключевых в мировом социокультурном дискурсе. Существенную роль в этом процессе играют современные университеты. Следуя логике науки, современный университет возвращается к своей изначальной идее: давать целостное, фундаментальное знание, быть интеллектуальным центром нации и генератором новых идей. Только при этом условии возможно формирование высококлассных специалистов, способных выдержать жесткую конкуренцию в мире цифровой экономики. Отвечая духу времени, современный университет ставит на повестку дня проблему сохранения национальной идентичности, трансляции культурных традиций и производства новых культурных смыслов. Решение этой задачи предполагает ориентацию на определенную теоретическую матрицу национального строительства. В статье анализируются матрицы этнической и гражданской нации и утверждается, что Казахстан, как и большинство стран мира, следует в политике матрице гражданской нации. Методология и методика исследования. Предпочтительной моделью осуществления такой матрицы в Казахстане является, как полагают авторы, признание казахской культуры и казахского языка интегрирующим началом казахстанской идентичности. Эта модель реализуется в образовательном пространстве Казахского национального университета имени аль-Фараби, опыт которого проанализирован в настоящей статье. Формирование казахстанской идентичности предполагает вступление в мультикультурный диалог, поскольку национальное самопознание осуществляется в процессе взаимопонимания. В этой связи в статье исследуются результаты проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», целью которого является освоение лучших мировых образцов учебной и научной литературы на казахском языке, что будет способствовать укреплению казахстанской идентичности. Результаты исследования. Университет как форма духовного восприемства и передачи знания от поколения к поколению всегда содержал сущностную идею целостности, единства естественных и гуманитарных наук. На определенном историческом этапе, когда на повестке оказался концепт дифференциации знания, идея университета была поставлена под вопрос. Потребности новой технологической волны, цифровой реальности возрождают идею целостности, изначально присущей университетскому образованию, которое должно давать фундаментальный научный базис, обучать умению творчески мыслить, быть не приспособленцами, а новаторами, разработчиками. Целостность имеет основой духовную сущность, приоритет нравственных, гуманистических ценностей, воспитание человечности, способности к взаимопониманию и сотрудничеству. Все эти качества входят в совокупность национальной идентичности, основы которой заложены в трудах классиков тюркской философии. Заключение. В статье анализируется опыт Казахского национального университета имени аль-Фараби, положившего в основу своего инновационного проекта национальную модель образования, связанную с наследием выдающегося восточного мыслителя Абу Насра аль-Фараби. Такие принципы университета соединяются в этом великом имени: энциклопедичность, целостность, фундаментальность и приоритет духовно-нравственного начала, высоких гуманистических ценностей бытия человека в мире.

DOI: 10.15372/PHE20200309