Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.14.70.203
    [SESS_TIME] => 1713529686
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 2f9424f9faf5e9b5d59708951563b03d
    [UNIQUE_KEY] => a8488b63c07d6def24c90fa0e86a01e6
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СОЛИДАРНОСТЬ И ИНТЕГРАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О.А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
olga_alekseevna@mail.ru
Ключевые слова: социальная солидарность, межэтническая солидарность, межэтническая интеграция, модели интеграции межэтнических сообществ, образовательные стратегии, social solidarity, inter-ethnic solidarity, inter-ethnic integration, integration models of inter-ethnic communities, educational strategies
Страницы: 128-140

Аннотация

Введение. В статье поднимается вопрос о роли образования в формировании межэтнических солидарности и интеграции. Межэтническая интеграция рассмотрена как процесс, способствующий достижению межэтнической солидарности, приведены ее разные социально-философские концепции. Цель статьи состоит в экспликации современных отечественных образовательных стратегий, направленных на формирование межэтнических солидарности и интеграции, и выявлении их социально-философских оснований. Методология и методика исследования. Объектом исследования являются межэтнические солидарность и интеграция в образовательном процессе, а предметом - особенности их фундирования социально-философскими концепциями. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза. Прояснение понятий «солидарность», «межэтническая солидарность» и «межэтническая интеграция», а также рассмотрение социально-философских концепций, освещающих разные стороны указанных понятий, были осуществлены на основе анализа ряда публикаций из области социальной философии. Изучение нормативных документов федерального и регионального уровней системы образования РФ и публикаций из области философии образования позволило выявить представление об основных направлениях межэтнической интеграции, реализуемых в системе образования, а также синтезировать представление об их социально-философских основаниях. Результаты исследования. Выявлено, что к ключевым направлениям образовательных стратегий, формирующих межэтническую солидарность, можно отнести гражданскую интеграцию как надэтническое солидаризующее основание идентичности, формирование знаний о культуре и ценностях представителей разных этнических групп, а также меры, направленные на развитие навыков межэтнической коммуникации. Показано, что в подавляющем большинстве образовательные стратегии фундированы нормативно-ценностной концепцией межэтнической интеграции, акцентирующей культурную доминанту. Высказано предположение, что такая модель интеграции может привести к искаженному пониманию картины мира и системы ценностей другой культуры, а потому она должна быть дополнена составляющей, направленной на интенсификацию непосредственных коммуникационных практик в межэтническом взаимодействии. На основе применения неофункционального подхода к анализу образовательных практик показано, что формирование гражданской идентичности служит цели надэтнической консолидации, что может привести к потере баланса идентификационной матрицы индивида. Заключение. Сделан вывод о том, что социально-философские концепции межэтнической интеграции фундируют образовательные практики, хотя и не в равной степени. Для повышения эффективности роли образования в формировании межэтнической солидарности обосновывается значимость образовательных практик, направленных на более полное раскрытие не только аксиологической и культурной составляющих этнической идентичности, но и тех, что позволяют закрепить приобретаемые навыки в процессе коммуникации и этнополитической интеграции.

DOI: 10.15372/PHE20200307