Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.142.197.212
    [SESS_TIME] => 1713501171
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 6d80305a5d2ba34f5ac1aac4b8542731
    [UNIQUE_KEY] => 9cbbba76c07b1181e204e921391e89df
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

М.В. Беляева1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
mariadespar@gmail.com
2МБОУ Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: модель, методическая система, концепция, подход, принцип, идея, функция, гражданская идентичность, базовые национальные ценности, model, methodological system, concept, approach, principle, idea, function, civic identity, basic national values
Страницы: 102-127

Аннотация

Введение. Несмотря на большое количество работ, посвященных теоретическим аспектам формирования гражданской идентичности, в методике обучения и воспитания географии в настоящее время не предложено методической системы по формированию гражданской идентичности, которая учитывала бы специфику содержания и образовательный потенциал этого школьного предмета. Цель статьи - раскрыть методологические и методические подходы к построению методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе. В статье рассмотрены подходы к процессу построения модели методической системы, описаны ее классификационные признаки. Методология и методика исследования. В процессе разработки модели методической системы формирования гражданской идентичности применялись преимущественно теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, системно-структурный, моделирование и др. В основу методики исследования был положен системный подход, выраженный как в выявлении компонентов методической системы, так и в построении взаимообусловленных связей между ними. Результаты исследования. Результатом исследования стала разработка авторской модели методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе, которая включает теоретико-методологические основы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии, а именно: концепции, подходы, принципы, идеи, функции, а также описание структурных компонентов методической системы: целевого, содержательного, организационного, результативного компонентов. Заключение. География как учебный предмет обладает исключительным образовательным потенциалом с точки зрения формирования гражданской идентичности, поскольку изучение этого предмета предусматривает знакомство с природой, населением, хозяйством родного края, своей страны, других стран мира. Мы полагаем, что содержательному компоненту методической системы принадлежит исключительная роль, поскольку именно социально-ориентированное содержание определяет дальнейший выбор форм, методов, технологий, приемов, средств обучения. Научная новизна исследования заключается в разработке методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе. Теоретическое значение состоит в обобщении подходов к конструированию методических систем и их компонентов, определению специфики школьного географического образования, выраженной в выявлении ключевых содержательных линий, значимых для формирования гражданской идентичности. Практическое значение исследования заключается в обобщении методических подходов к конструированию методической системы обучения географии с учетом воспитательной составляющей процесса обучения.

DOI: 10.15372/PHE20200306