Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 13.58.82.79
    [SESS_TIME] => 1713943268
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 464be49467b076bf1a06d6acbd1ff37e
    [UNIQUE_KEY] => a685f5e20edacead28f812fdc77fe0b7
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

С.И. Черных1, И.Г. Борисенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, цифровые образовательные технологии, образовательное взаимодействие, традиционное обучение, обучаемый, обучающийся, цифровое отношение (digital interaction), цифровое долгожительство (digital longevity), менеджмент образования (management education), искусственный интеллект (artificial intelligence) (AI или ИИ), human capital, digital educational technologies, educational interaction, traditional learning, learner, learner, digital interaction, digital longevity, management education, artificial intelligence (AI)
Страницы: 5-20

Аннотация

Введение. Развитие искусственного интеллекта и расширение его «функционального поля» во всех сферах общественной жизнедеятельности являются одним из важнейших трендов. Государственная политика ориентирована на предоставление цифровым технологиям исключительных прерогатив и преференций в изменении образовательного пространства. Исследование направлено на выявление правомерности предоставления цифровым образовательным технологиям расширенного функционала в аспекте соотнесенности этого процесса с изменениями формирования человеческого капитала, которые происходят под их влиянием в образовании. Методология и методика исследования. Методологически работа базируется на функциональном анализе изменений современных образовательных систем, теориях человеческого капитала зарубежных и отечественных авторов. Также привлечены статистические материалы, полученные авторами в результате пилотных исследований по означенным во введении проблемам. Результаты исследования. Рассмотрено прямое и косвенное воздействие цифровых образовательных технологий на изменение человеческого капитала в образовании. Человеческий капитал представлен как совокупность субъектов образовательных взаимодействий, основным среди которых являются индивиды (обучающие и обучаемые), семья, гражданское общество и государство. В структуру человеческого капитала образовательных систем также включена сеть взаимоотношений между этими субъектами, то есть их социальный капитал. Искусственный интеллект в его объеме сознательно ограничен цифровыми образовательными технологиями, а объем объектов их влияния - студентами младших курсов высшей школы. На основе проведенного теоретического и прикладного анализа установлено, что процесс трансформации образовательного взаимодействия радикально изменяется под влиянием digital-устройств за счет расширения их «функционального поля». Человеческий капитал трансформируется в результате интенсификации применения цифровых технологий в сторону формирования новых смысловых и ценностных ориентиров как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих. Заключение. Основными векторами начинающихся изменений авторы считают радикальное изменение у поколения «Z» представлений о таком кейсе, как «традиционное обучение»; увеличение самостоятельности (ответственности) в выборе будущего вектора своего развития; необходимость качественной профориентации со стороны школы и государственных профориентационных структур.

DOI: 10.15372/PHE20200301