Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 13.59.36.203
    [SESS_TIME] => 1713244684
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 4a9637b0fc2eff8e8af22673b850db60
    [UNIQUE_KEY] => aeb9915ffe1b00c22a192d4be519d9f2
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 2

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Е.Р. Зинкевич, О.С. Кульбах
Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Россия
lenazinkevich@mail.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, профессиональная культура, воспитательная работа, value-semantic sphere, value orientations, professional culture, educational work
Страницы: 179-191

Аннотация

Введение. Цель исследования - определение структуры ценностных ориентаций первокурсников - будущих педагогов-дефектологов и клинических психологов. Интерес к проблеме объясняется ее значимостью в становлении профессиональной культуры будущих специалистов. Публикация призвана привлечь внимание исследователей к междисциплинарной проблеме, связанной с ценностными ориентациями молодежи. Методология и методика исследования. Объект исследования - студенты первого курса: будущие педагоги-дефектологи и будущие клинические психологи. Предмет исследования - ценностные ориентации, изучение которых строилось на основе аспектного, научного, прагматического, системного и эмпирического подходов. Для диагностики применялась методика М. Рокича. Результаты обрабатывались методами математической статистики с использованием пакета прикладных программ Statistica 10.0. Результаты исследования. Обращение к проблеме обусловлено необходимостью формирования ценностно-смысловой сферы студентов уже на ранних этапах обучения в вузе. Результаты исследования показали распределение терминальных и инструментальных ценностей по степени их значимости у респондентов. Рассматривая в совокупности инструментальные ценности в обеих группах, можно сделать вывод, что для будущих педагогов-дефектологов характерна прагматическая направленность, а для будущих клинических психологов - альтруистическая. Можно порекомендовать расширить методический инструментарий, направленный на изучение ценностных ориентаций обучающихся в учреждениях высшего образования, и пересмотреть содержание воспитательной работы со студентами разных специальностей на этапе допрофессиональной подготовки. Заключение. Выявлена неоднородная структура ценностей студентов первого курса, свидетельствующая об отсутствии предпосылок для формирования профессиональной культуры у будущих педагогов-дефектологов, тогда как у будущих клинических психологов иерархия ценностей более гармонична и может выступать основанием для их профессионального становления. Научная новизна исследования заключается в том, что его результаты - доказательство необходимости изучения структуры ценностных ориентаций обучающихся уже на этапе допрофессиональной подготовки. Исследование имеет методологическое значение, выступая ориентиром для профориентационной работы в школе. Прикладное значение результатов - в их актуальности для разработки вариативных программ воспитательной работы, учитывающих профессиональную направленность будущих специалистов, а также для коррекционной работы с обучающимися.

DOI: 10.15372/PHE20200212