КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
А.В. Тебекин, А.В. Хорева
Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Российская Федерация Tebekin@gmail.com
Ключевые слова: современные подходы, обеспечение качества, подготовка кадров, modern approaches, quality assurance, training
Страницы: 3036-3053
Аннотация
С концептуальных позиций рассмотрены исторические тенденции развития, современные проблемы и перспективы обеспечения качества подготовки кадров с учетом положений концепций менеджмента организации и управления качеством. Впервые систематизированы концептуальные подходы к обеспечению качества подготовки кадров и показано, что они могут быть описаны следующими этапами развития: в 1900-е гг. - концепцией контроля качества подготовки кадров по принятым стандартам; в 1910-е гг. - концепцией учета вариабельности характеристик качества подготовки кадров при поточном процессе обучения; в 1920-е гг. - концепцией, основанной на масштабном использовании статистических методов контроля качества; в 1930-е гг. - концепцией обеспечения надежности знаний, умений и навыков, гарантирующих способность обучаемых сохранять их в установленных пределах в заданных временных интервалах; в 1940-е гг. - концепцией, основанной на учете в системе подготовке кадров лучшего практического опыта предыдущих периодов обучения; в 1950-е гг. - концепцией активного использования при управлении процессами подготовки кадров инструментов качества; в 1960-е гг. - концепцией качества подготовки кадров, базирующейся на методологиях управления качеством TQC и CWQC с учетом концепции поведенческого подхода; в 1970-е гг. - концепцией качества подготовки кадров, базирующейся на методологии TQM; в 1980-е гг. - использованием в качестве основы концепции культуры управления и системы универсального менеджмента качества (UQM); в 1990-е гг. - концепцией управления качеством подготовки кадров, основанная на инновациях и концепции менеджмента на основе качества (QMC); в 2000-е гг. - концепцией управления качеством подготовки кадров, базирующейся на концепции управления по целям; в 2010-е гг. - концепцией управления качеством подготовки кадров, основанной на активном внедрении информационных технологий; в 2020-е гг. - концепцией управления качеством на базе комбинаторных технологий.
DOI: 10.15372/PEMW20190317 |