НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ
Л.А. Оверчук
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация overchuk68@gmail.com
Ключевые слова: принципы непрерывного образования, LLL-Lifelong Learning, ключевые компетенции, андрагогика, модернизация института высшего образования, информационное общество, principles of continuous education, LLL-Lifelong Learning, key competences, andragogy, modernization of the Institute of higher education, information society
Страницы: 2976-2983
Аннотация
В статье рассматриваются актуальность и основные проблемы внедрения системы непрерывного образования (СНО) в высшем образовании как континуума и основы для полноценного включения личности в жизнь общества, основанного на знаниях. Выделяются ключевые нормативные документы, принципы и условия для формирования СНО, определяются терминологические характеристики понятий непрерывного образования и знаний как продукта общества. Особый акцент сделан на смене аксиологической парадигмы образования и самосовершенствования личности в процессе трансформации информационного общества. Проблема непрерывного образования в высшей школе рассматривается нами с позиций диалектического единства интерпретационных рамок холистических и индивидуалистских подходов, в том числе основываясь на результатах исследования Т. Парсонса, Э Гидденса. Поиск новых смыслов и ценностей образования должен быть связан с изучением индивида как образовательного субъекта, а не только с рассмотрением университета в его социальной роли и функциональном назначении, в зависимости от распространенных в мире моделей образования. Идея непрерывного образования - далеко не самая последняя из современных концепций общества, связанная с реформированием системы образования. Тем не менее создание в условиях вуза новой инфраструктуры для самосовершенствования личности, основанной на технологических и методологических возможностях, разработанных в рамках концепции непрерывного образования, становятся насущной проблемой российского общества, в котором профессиональное становление людей всех возрастов осложняется быстро изменяющейся структурой рынка труда и структурной безработицей, во многом связанной с гиперпроизводством выпускников с высшим образованием. Механизмы адаптации знаний к меняющимся запросам личности и всего общества также должны быть хорошо изучены и востребованы всеми акторами системы высшего образования, внося вклад в развитие справедливого и социально-ориентированного общества.
DOI: 10.15372/PEMW20190310 |