ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ 'ТРЕТЬЕЙ МИССИИ' В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ
Е.В. Кудряшова, С.Э. Сорокин
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Российская Федерация e.kudryashova@narfu.ru
Ключевые слова: университет, «третья миссия», регион, образование, глобальные вызовы, трансформация, university, "third mission", region, education, global challenges, transformation
Страницы: 2958-2966
Аннотация
Исследование посвящено вопросу реализации «третьей миссии» университетов, актуальность которой обусловлена расширением традиционных функций, задач и зон ответственности сферы образования. При этом в научном сообществе отсутствует единый подход к пониманию сущности, характеристик и форм «третьей миссии» и параметры ее российской модели пока не определены. Авторы рассматривают эту проблему через призму глобальных вызовов, стоящих перед системой высшего образования в России, которые придают университетам новые смыслы и ориентиры деятельности. К ним авторы относят массовизацию, глобализацию, утилитаризм и коммерциализацию высшего образования, инновационность, появление социальной миссии университетов, связанной с воспроизводством культуры, информатизацию, ведущую к появлению новых форм коммуникации и организации учебного процесса. Проанализировав основные научные подходы к определению сущности, характеристик и направлений реализации «третьей миссии» методом социально-философского анализа, авторы определяют положительные эффекты данной деятельности для университетов и регионального социума. К ним они относят формирование стабильной социальной среды, в которой возможно выстраивание долгосрочных стратегий развития и университета и региона, повышение привлекательности университета для абитуриентов, получение обучающимися компетенций, востребованных в экономике и социальной сфере региона. При этом регион получает возможность вовлекать университет в реализацию стратегии своего развития. Выделяются основные проблемы, препятствующие внедрению элементов «третьей миссии» в практическую работу образовательных организаций высшего образования, предлагаются пути их решения. Делаются выводы о необходимости выработки университетами стратегий своего развития с учетом глобальных трансформационных процессов, изменяющихся потребностей общества, особенностей взаимодействия с территориальными органами власти, местным сообществом и другими региональными стейкхолдерами.
DOI: 10.15372/PEMW20190308 |