ФОРМАЛИЗМ ИЛИ НОВАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ: ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Е.М. Лбова
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация kate.lbova@gmail.com
Ключевые слова: глобализация, прусская система образования, французская система образования, американская высшая школа, российский университет, globalization, Prussian education, French education, American high school, Russian university
Страницы: 2920-2927
Аннотация
Изменения, происходящие в мировом образовании в рамках глобальных трендов диктуют новые стандарты развития российской высшей школы. С одной стороны, университеты все более нацелены на формирование специалистов с «мышлением высокого уровня», с другой - постоянная гонка за количественными показателями, формализует образовательный процесс, исключая элементы творчества и свободы. Целью нашей статьи является рассмотрение влияния глобальных трендов на отечественное образование и науку через призму истории российской высшей школы. Исследование проведено на основе системно-исторического подхода, с использованием описательного и сравнительного методов. С самых первых лет своего существования, российская высшая школа сочетала в себе элементы прусского и французского университетов. Уровень ее автономии и развития напрямую зависел от внутренней политики. Американская система образования, ставшая сегодня примером для многих мировых университетов, опираясь на английскую модель колледжа, ориентировалась на демократизм, элективность, широкую доступность, прагматизм и конкуренцию. Сочетание этих качеств позволило университетам США к концу ХХ в. стать ориентиром для идеи унификации принципов обучения и оценки эффективности вузов во всем мире. Российская высшая школа так же включилась в процесс модификации высшего образования по американской модели. Однако отсутствие экономических предпосылок и сформированные за несколько столетий особенности организации российского образовательного процесса позволили лишь формально соответствовать новым стандартам. Более того, в условиях приоритета количественных показателей над качественными, цель формирования специалистов с «мышлением высокого порядка» становится труднодостижимой.
DOI: 10.15372/PEMW20190304 |