Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.139.72.78
    [SESS_TIME] => 1713549915
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 5b2a1f2dc636f4cb119516ca38e6ab8f
    [UNIQUE_KEY] => da352c5382775503608a114506481833
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2019 год, номер 2

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МОРСКОГО ВУЗА

В.А. Даниленкова
Калининградский государственный технический университет, Калининград, Российская Федерация
zvez-da39@mail.ru
Ключевые слова: риски, экологическая безопасность, экологичность, адаптивность, стрессоустойчивость, компетентность, risks, environmental safety, environmental friendliness, adaptability, stress resistance, competence
Страницы: 2795-2801

Аннотация

В статье обосновывается идея о том, что формирование компетентности экологической безопасности зависит от образовательной среды вуза. Особое внимание уделено экологической безопасности образовательной среды морского вуза с позиции компетентност- но-рискового, средового рискового, деятельностно-рискового и ситуативно-рискового подходов. В статье анализируется специфика компетентности экологической безопасности морского специалиста на основе содержания дисциплин учебного плана, учебно-методического обеспечения; совокупности учебно-воспитательных мер; создания междисциплинарных экологических проектов, рисковых ситуаций; фондов оценочных средств, методов оценки рисков и стрессовых ситуаций и прочее. Автор предлагает систему управления качеством, экологическими рисками и ресурсами вуза, которая в совокупности формирует компетентность экологической безопасности морского специалиста. Статья раскрывает содержание экологии личности обучающегося, образовательной среды, производства как компоненты компетентности экологической безопасности. Автором предложены критерии оценки компетентности экологической безопасности: удовлетворенность, управляемость, коммуникативность, стрессоустойчивость, адаптивность, экологичность. Теоретико-практический потенциал проблематики экологической безопасности образовательной среды в морском вузе основан на принципах управления качеством, рисками, ресурсами, ситуативности. Так, принцип управления рисками опирается на принцип замещения (приемлемый экологический риск с меньшими потерями); информированности (о наличии экологического риска); управления (регулирования), направленное на снижение экологического риска; экоразвития (экологичности). Принцип управления ресурсами вуза позволяет улучшить условия экологической безопасности образовательной среды и формирует ее ресурсный компонент. Принцип ситуативности необходим для формирования компетентности экологической безопасности морского специалиста, поскольку позволяет научить студентов действовать в нестандартных рисковых ситуациях. Реализация принципов в их единстве, обусловливается закономерностями экологической безопасности образовательной среды: личностными и социальными, направленными на экологию личности; содержательными, организационными, направленные на экологию среды; информационными, управленческими, направленными на экологию производства. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос образовательной среды как средства и системы формирования компетентности экологической безопасности обучающихся через совокупность управленческих решений на основе оценки рисков, качества, ресурсов вуза.

DOI: 10.15372/PEMW20190216