ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Л.С. Набокова1, Ф.Р. Загидуллина2
1Сибирский Федеральный Университет, Красноярск, Российская Федерация l-nabokova@yandex.ru 2Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Санкт-Петербург, Российская Федерация faridka13@mail.ru
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, технологии образования, технологии дополненной и виртуальной реальности, инновационное образование, образовательные программы, higher professional education, education technologies, augmented and virtual reality technologies, innovative education, educational programs
Страницы: 2710-2719
Аннотация
Проблема и цель статьи - исследование перспектив новейших технологий дополненной и виртуальной реальности в сфере инновационного развития образовательных услуг высшей школы. Актуальность проблематики обусловлена стремительным развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в разные области общественной деятельности, в том числе в образовательную сферу в силу объективных причин и субъективных предпочтений новых поколений студентов. Теоретические предположения транслируются в поле практического применения данных технологий. Изучаемые технологии рассматриваются в качестве способа профессиональных коммуникаций «преподаватель - студент». В задачи исследования входит: 1) выявление актуального состояния внедрения технологий смешанной реальности в сферу высшего образования в отечественной и зарубежной практике; 2) определение отношения преподавателей к использованию новейших виртуальных технологий в образовательном процессе; 3) представление практических результатов в исследуемой области. Методология и методика. Для достижения цели исследования применяются индуктивно-дедуктивный метод, а также методики ситуационного анализа. Выводы основаны на принципах детерминизма, результаты экспертного интервью сделаны с применением методик социологических исследований. Результаты. Результатом исследования является констатация успешного внедрения технологий смешанной реальности в сфере высшего профессионального образования, а также выявление позитивного отношения преподавателей Сибирского федерального университета к использованию новейших технологий дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе. В статье представлено описание AR-проекта под названием «СФУ SCIENCE» с применением современных технологий дополненной реальности. Выводы. Технологии дополненной и виртуальной реальности имеют позитивные результаты и дальнейшие перспективы внедрения в образовательный процесс отечественной и зарубежной высшей школы. Данный процесс носит взаимообусловленный характер: с одной стороны, преподаватели готовы к применению новейших технологий для более эффективного обеспечения коммуникации «преподаватель - студент» и уже успешно используют подобные образовательные технологии в своей работе; с другой стороны, студенты с интересом относятся к новинкам в обучении и сами разрабатывают проекты AR и VR-технологий для разных специальностей.
DOI: 10.15372/PEMW20190208 |