Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.144.244.44
    [SESS_TIME] => 1713529882
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => cf105c60f5c63f0b402cda22e3cb3658
    [UNIQUE_KEY] => 8ec05f9647135cefd9a17af1d723c4da
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 1

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Г. Доценко
Уральский государственный аграрный университет, 620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
irdo@yandex.ru
Ключевые слова: информальное образование, социальная педагогика, Пауль Наторп, образование в течение жизни, informal education, social pedagogic, Paul Nathorp, life-long learning, life-wide learning
Страницы: 71-79
Подраздел: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Стремление современного человека к постоянному обучению вызвали к жизни особый вид образования - информальное образование, которое сегодня нуждается в теории, позволяющей дать четкие ориентиры для создания образовательных пространств в организации и развертывании образовательных инициатив в открытом социуме. Цель статьи - определить сущностные корни информального образования и рассмотреть его не только как самостоятельное, незапрограммированное продвижение человека в культурном развитии, но и как направляемое и проектируемое совершенствование профессиональных и личностных способностей. Методология и методика исследования. Базой для исследования информального образования послужила философия образования немецкого мыслителя рубежа XIX-XX в. Пауля Наторпа. Проблемы обеспечения возможности «образования всегда и везде», с которыми столкнулось современное общество, решает социальная педагогика, если понимать ее в трактовке П. Наторпа: «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни». Наторп использовал словосочетание «социальные условия» как синоним общественных элементов и связей и фактически объяснил процессы, названные сегодня «информальным образованием». Соответственно, в современной науке может существовать методическая преемственность социальной педагогики и информального образования. Результаты исследования. Сформулированы закономерности информального образования, принципы и методы его развития. Информальное образование, по мнению автора статьи, имеет три формы: спонтанное, направляемое и проектируемое. Спонтанное проявляется «на каждом шагу», если образовательные потребности личности высоко развиты. Поводом для спонтанного образования может стать встреча с любым объектом, требующим познания. При формировании образовательного пространства организаторы прибегают к внешним стимулам, чтобы поддерживать любопытство, углублять опыт взаимодействия человека с миром. В таком случае речь идет о детерминированном повсеместном образовании: направляемое - ситуативно, проектируемое - длительного действия. Заключение. Материалы исследования представляют практическую ценность для руководителей организаций разного типа, выводы могут быть использованы в преподавании дисциплины «Педагогика» на всех направлениях подготовки в системе высшего образования.

DOI: 10.15372/PHE20190106