АДАПТИРОВАННОСТЬ КАК ПРОЦЕСС И КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В.А. Корытков1, А.В. Леопа2
1Войсковая часть 71592, Екатеринбург, Российская Федерация vladalex-kor@yandex.ru 2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация alleopa@mail.ru
Ключевые слова: военный специалист, военно-профессиональная деятельность, профессиональная адаптация, адаптированность к профессиональной деятельности, компоненты адаптированности, критерии, параметры, military specialist, military professional activity, professional adaptation, professional activity adaptation, adaptation components, criteria, parameters
Страницы: 2325-2335
Аннотация
В статье рассматривается проблема адаптированности военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям как результата их профессиональной адаптации. Основой исследования выступила категория «адаптированности». Выявлены объективные и субъективные факторы, определяющие процесс адаптации будущих военных специалистов, а также его результаты - степень адаптированности и эффективности. Рассмотрена адаптированность военных специалистов к профессиональной деятельности как системы, выделены ее основные компоненты. На основе проведенного анализа психолого-педагогических работ отечественных и зарубежных авторов систематизированы знания по категории «адаптированность» и сформулировано понятие «адаптированности военного специалиста к профессиональной деятельности» в результате процесса профессиональной адаптации как системы сформированных военных навыков, профессионально важных адаптационных качеств и эмоционально-волевых характеристик личности, позволяющих успешно выполнять служебно-должностные обязанности по предназначению в сложных условиях военной службы. Рассмотренные основные компоненты адаптированности стали основой для определения критериев и параметров адаптированности военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям с характерными проявлениями их на практике. Предложены субъективные и объективные критерии адаптированности военных специалистов. К субъективным критериям, связанным с различными профессионально важными качествами военных специалистов отнесены мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, содержательно-когнитивный критерии. В качестве критерия, имеющего объективную основу, предложен деятельностно-поведенческий критерий. Разработаны параметры каждого из этих критериев, позволяющие объективно и всесторонне оценить результаты процесса адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в ходе их подготовки по военно-учетной специальности.
DOI: 10.15372/PEMW20180420 |