Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.216.123.120
    [SESS_TIME] => 1713619237
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 756fe502719b6744458426217695014f
    [UNIQUE_KEY] => 0036094fbbce5553e1e94be5a0b83076
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2018 год, номер 4

ЭМПАТИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РЕДУКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В.В. Собольников, Т.В. Вьюгова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
kafedra_psi@mail.ru
Ключевые слова: эмпатия, редукция, личность педагога, конфликтное взаимодействие, взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности, медиативная техника, empathy, reduction, the personality of the teacher, conflict interaction, the relationship between the level of empathy and conflict, media technology
Страницы: 2318-2324

Аннотация

В статье приведен теоретический анализ проблемы эмпатии как психологического средства редукции конфликтного поведения педагогов в процессе медиации. Большинство педагогических коллективов современных школ характеризуются повышенной конфликтогенностью. Это обусловливает не только высокие нервные нагрузки, но и порождает соперничество, дискредитацию, избегание и приспособление к конфликтности в педагогической среде. В результате нарастания эмоционального напряжения конфликтное взаимодействие приобретает формы деструктивного характера. Психологические особенности личности педагога и специфика его труда обусловили в общем числе медиативных техник выбор эмпатии в качестве средства редукции конфликтного их поведения. Этим обосновывается актуальность исследования избранной проблемы в условиях роста уровня конфликтогенности в обществе. Научный интерес заключается в более глубоком изучении эмпатии как эффективного средства рефлексивного управления конфликтным поведением педагогов. Методологической основой исследования стали положения личностно-деятельностного и ценностно-смыслового подходов к изучению личности педагога как субъекта общения и эмпатии; принципы рефлексивного управления; система допущений, раскрывающих характер взаимодействия и взаимопроникновения эмоциональных и когнитивных процессов. Рассмотрены некоторые теоретические подходы к анализу эмпатии, а его результаты послужили основой для формулирования ряда концептуальных положений, раскрывающих психологическую природу эмпатии как средства редуцирования конфликтного противодействия и механизмов позитивного воздействия на педагога. Предложенная нами совокупность концептуальных допущений может быть положена в основу формирования модели одного из эффективных средств ведения медиативного процесса. Дальнейшее изучение обусловлено потребностью проведения специального исследования проблемы в их взаимосвязи и последующей проработки методики проведения медиативного процесса в педагогической среде. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений на основе взаимосвязи эмпатии и редукции составляет перспективу дальнейшей работы в этом направлении.

DOI: 10.15372/PEMW2018019