ИДЕИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.И. Алдошина
Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева, Орел, Российская Федерация maraldo57@mail.ru
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, этнокультурность, этнокультурный контекст, гуманистическая педагогика, субъект-субъектность, университет, multiculture, multicultural education, ethnoculture, ethnocultural context, humanistic pedagogics, subject subjectivity, university
Страницы: 2289-2297
Аннотация
В современной социокультурной ситуации поликультурного мира особенно актуальна проблема формирования личности компетентного специалиста в университетском образовании. Текущий год является годом столетнего юбилея великого советского педагога - практика и ученого - Василия Александровича Сухомлинского, что стимулирует переосмысление, поиск новых смыслов в традиционном прочтении его идей. Автор исследует этнокультурный контекст российского профессионального образования в поликультурной среде, рассматривая образование в аспекте этничности, как деятельность по передаче содержания (ценностей, духовно-нравственных ориентиров, исторических традиций и т.д.) конкретной культуры (этнокультурный контекст), а не некого абстрактного культурно-исторического опыта (поликультурный контекст). В современной социокультурной ситуации многонациональной России актуализируется проблема этнокультурного контекста в содержании профессионального образования, выступающего гарантом хранения и трансляции этнокультурных традиций, исходя их тезиса, что идеального баланса, гармоничного соотношения полиэтничности и этнокультурности в современной социокультурной ситуации России и, особенно, Европы, не удается выявить. Автор актуализирует развитие взглядов великих педагогов прошлого на проблемы современного университетского образования. Основная проблема статьи - рассмотрение теории и практики реализации этнокультурного контекста университетского образования в условиях поликультурной среды. Предметом статьи является поликультурный образовательный процесс университета; объектом - герменевтические аспекты использования педагогического наследия Василия Александровича Сухомлинского в поликультурном образовательном процессе университета. Методологическими основаниями выступают культурологический подход, рассматриваемый в контексте содержательных требований компетентностного подхода. Особое внимание уделяется рассмотрению связи теоретических идей В.А. Сухомлинского, реализуемых в практике образования личности в советской школе, и их экстраполяция на поле современного университетского образования в полицентричном мире.
DOI: 10.15372/PEMW20180416 |