Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Всероссийский экономический журнал "ЭКО"

2018 год, номер 9

1.
Обман рынков

В.А. КРЮКОВ
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Страницы: 4-6
Подраздел: КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Аннотация >>
Почти тридцать лет Россия методом мучительных проб и дорогостоящих ошибок ищет «путь в тумане» - ту траекторию развития, которая обеспечивала бы и развитие экономики, и улучшение условий жизни и деятельности ее граждан. Вступая на путь преобразований во второй половине 1980-х, мы все верили в то, что привнесение в экономику страны рыночных отношений избавит и ее самое, и социальную сферу от излишних и далеких от необходимости затрат. Этому будут способствовать два важнейших обстоятельства: а) появление реальных измерителей различных факторов и условий осуществления социально-экономической деятельности (иными словами - «справедливых» цен, определяемых не в тиши кабинетов плановых органов, а в результате рыночных трансакций); б) раскрепощение предпринимательского духа нашего народа (в результате установления частной собственности на средства производства). Однако на новом пути страна столкнулась с множеством сложностей и неблагоприятных факторов. Одна из наиболее острых проблем - это увеличивающийся разрыв между возможностями экономики и современными потребностями социальной сферы. России все труднее поддерживать приемлемый уровень государственных пенсий, так же как ранее принятые возрастные ограничения пенсионного возраста. С этими проблемами диссонируют растущее имущественное и социальное неравенство, а также колоссальные накопления, скопившиеся на счетах учреждений финансового сектора страны. Весь спектр причин, которые привели нашу экономику и социальную сферу к подобным результатам, невозможно представить на страницах журнала. Но если выйти на уровень максимального обобщения, представляется, что ключевые наши ошибки на пути к рынку связаны с попытками… обмануть рынок. Декларируя создание рыночно-ориентированной экономики и социального государства как важнейшего ее агента, мы очень скоро отошли от ее важнейшего постулата - наличия объективных или близких к таковым измерителей экономической и социальной деятельности. Следует отметить, что данная проблема актуальна не только для России, но в той или иной мере для всех стран и экономик. Так, например, французский исследователь П. Сален отмечает, что «денежная политика разрушает информацию, которую в обычном случае сообщают цены, и ведет к непроизводительной трате ресурсов в силу развития отдельных секторов за счет других, тогда как эта новая структура не соответствует тому, что действительно желают индивиды в нормальных условиях… нельзя безнаказанно обманывать рынки»1. Он подчеркивает, что «…именно государственное вмешательство привело к дестабилизации рынков и спровоцировало кризис»2, и констатирует: «регламентирование уничтожает ответственность»3. Между тем в России по мере того, как продвижение по пути рыночных преобразований сталкивалось с интересами все новых «групп влияния», государственное вмешательство в экономику только росло, экономические измерители все дальше отходили от содержания реальных процессов и объективно складывающейся относительной ценности различных факторов. Неизбежным следствием этого стали усиливающаяся с каждым годом регламентация всевозможных сфер хозяйственной и социальной деятельности и нарастание степени «обмана рынка». Наиболее сложная ситуация складывается в сфере государственных расходов. Наши авторы с горечью констатируют, что «…комплексная оценка эффективности бюджетных расходов во многих случаях возможна лишь путем проведения аудита эффективности… и предполагает не только проведение огромной подготовительной работы, включая разработку специальной методики, но и привлечение ведущих отраслевых экспертов, и проведение обширных мониторинговых исследований» (интервью А. Р. Валеева). Очевидно, однако, что специальные методики лишь в малой степени помогают «обмануть рынок» и обеспечить рост эффективности расходов - говорить об этом сегодня нет особых оснований. Современное социальное государство предполагает не только учет интересов всех групп граждан страны, но и осуществление органами власти своих функций в рамках социального контракта с обществом. Наличие подобного контракта позволяет не только избежать чиновничьего произвола и безудержного нормотворчества (как правило, нацеленного на обман рынка), но и отчасти компенсировать реальные провалы рынка - прежде всего, за счет участия в подготовке и реализации нормативных решений «широких слоев общественности». В этой сфере наши достижения тоже пока более чем скромные и в основном ограничиваются благоустройством отдельных фрагментов среды проживания. «…Вовлечение граждан в процесс управления обустройством городских общественных пространств стало одним из предметов очередного указа президента, предусматривающего, в частности, “создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан в решении вопросов развития городской среды, до 30%”» (статья Е. А. Капогузова и А. А. Ковеченковой). Следствием «обмана рынка» является и то, что «…финансовые потоки перетекают больше в центр, чем возвращаются обратно. Минимальный процент возврата из федерального бюджета характерен для нефтегазодобывающих автономных округов и крупных экономически развитых субъектов РФ … поступления из малого числа регионов образовывают значительную часть налоговых доходов федерального бюджета» (статья В. В. Климанова, Д. А. Еремина и А. А. Михайлова). Вполне обоснованно в этой связи звучит извечный русский вопрос «Что делать?». Универсального рецепта, увы, нет и быть не может. Наиболее очевидным представляется решение - восстановить в правах всех участников экономических и социальных процессов. Это означает - учет интересов общества, бизнеса и государства (как выразителя интересов тех правящих элит, которых оно в наибольшей степени представляет). Неправомерной является ситуация, в рамках которой, например, «…изменения в законодательстве о госзакупках были направлены на учет интересов ведомств и не принимали во внимание запросы участников закупочного процесса» (статья А. А. Яковлева, А. В. Ткаченко, О. Н. Балалаевой и Ю. Д. Родионова). Однако современные информационные технологии, с внедрением которых многие в нашем обществе связывают надежды на усиление прозрачности экономических процессов и даже уход из состояния «обмана рынка», это не более чем новые инструментальные возможности. Об этом говорит и российский, и зарубежный опыт. Без определения роли и места общества и реальной (не виртуальной) экономики в оценке условий и факторов социально-экономического развития вернуть «доверие рынка» не представляется возможным.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
Парадоксы государственного и муниципального финансового контроля

А.Р. ВАЛЕЕВ1,2
1Счетная палата Республики Татарстан
Azat.Valeev@tatar.ru
2Институт управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
Ключевые слова: финансовый контроль, аудит, контрольно-счетные органы, бюджетные расходы, главные распорядители бюджетных средств, управление рисками, Financial control, audit, audit bodies, budget expenditures, chief administrators of budget funds, risk management
Страницы: 7-16
Подраздел: Тема номера: Госбюджет: как, кому и сколько?

Аннотация >>
В интервью известного аудитора, заместителя Председателя Комиссии по вопросам методологии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, Азата Валеева поднимаются вопросы совершенствования организации внешнего и внутреннего финансового контроля в государственном и муниципальном секторе. Автор вскрывает ряд парадоксальных противоречий в деятельности органов финансового контроля, предлагает пути решения некоторых наболевших проблем, основываясь на международном и богатом собственном опыте в сфере государственного аудита.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
Российская система госзакупок: закон меняется, проблемы остаются

А.А. ЯКОВЛЕВ, А.В. ТКАЧЕНКО, О.Н. БАЛАЕВА, Ю.Д. РОДИОНОВА
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ayakovlev@hse.ru
Ключевые слова: государственные закупки, проблемы регулирования госзакупок, поставщик, госзаказчик, Public procurement, problems of public procurement regulation, supplier, Customer
Страницы: 17-38
Подраздел: Тема номера: Госбюджет: как, кому и сколько?

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы российской системы госзакупок на основе анализа оценок, полученных в ходе массового опроса заказчиков и поставщиков. Показано, что, несмотря на существенное изменение законодательства, большая часть проблем, характерных для национальной системы госзакупок, включая ценовой демпинг, коллизии в регулировании, низкий уровень конкуренции на торгах, остаются неизменными. Оценивание этих проблем респондентами рассматривалось с учетом их опыта работы и других факторов. Авторы приходят к выводу, что одной из причин отсутствия позитивных сдвигов в восприятии регулирования закупок непосредственными участниками является тот факт, что изменения в законодательстве о госзакупках были направлены на учет интересов ведомств и не принимали во внимание запросы участников закупочного процесса. На этой основе в работе сформулированы предложения по проведению регулярного мониторинга мнений и оценок рядовых заказчиков и поставщиков.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
Инициативное бюджетирование - от практик к институционализации? (случай г. Омска)

Е. А. КАПОГУЗОВ, А. А. КОВЕЧЕНКОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, открытые бюджеты, самоорганизация, общественное самоуправление, институциональные барьеры, Initiative budgeting, self-organization, public self-governing, open budgets, institutional barriers
Страницы: 39-50
Подраздел: Тема номера: Госбюджет: как, кому и сколько?

Аннотация >>
В статье рассматривается развитие инициативного бюджетирования в России. Представлена эволюция этого феномена как за рубежом, так и в различных российских регионах, в том числе в рамках институционализированных программ Минфина и Всемирного банка. Показаны ключевые барьеры для самоорганизации процесса инициативного бюджетирования, препятствующие его институционализации. Применительно к практикам развития в г. Омске отмечается нахождение процессов в сфере открытости бюджетных данных и инициативного бюджетирования скорее на стадии «информирования», тогда как для успешности функционирования системы необходим переход к стадии вовлечения и сопроизводства.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
Анализ баланса финансовых потоков между центром и регионами в РФ

В.В. КЛИМАНОВ1,2, Д.А. ЕРЕМИНА2, А.А. МИХАЙЛОВА2,1
1Институт общественных наук РАНХиГС
vvk@irof.ru
2Институт реформирования общественных финансов
dan@irof.ru
Ключевые слова: субъекты Российской Федерации, региональные бюджеты, финансовые потоки, федеральные расходы, безвозмездные поступления, регионы-доноры, регионы-реципиенты, Subjects of the Russian Federation, regional budgets, financial flow, federal expenditures, gratuitous receipts, donor regions, recipient regions
Страницы: 51-62
Подраздел: Тема номера: Госбюджет: как, кому и сколько?

Аннотация >>
В статье рассматриваются сложившиеся особенности распределения «прямых» расходов федерального бюджета, на основе которых составляется баланс встречных финансовых потоков по регионам (в том числе с учетом численности населения) и выявляются регионы-«доноры». Определена степень участия регионов в формировании федерального и региональных бюджетов, показаны существенные различия между субъектами Федерации по концентрации налогов и доле финансовой помощи в их доходах.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
Конкурентоспособность продукции лесного сектора: новые уроки из анализа внешней торговли

Р.В. ГОРДЕЕВ
Сибирский федеральный университет
rgordeev@sfu-kras.ru
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, конкурентоспособность, экономика природных ресурсов, региональная экономика, внешняя торговля, Forest industry, timber products, environmental and resource economics, competitiveness, regional economy
Страницы: 63-84
Подраздел: РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация >>
В статье рассмотрена проблема управления конкурентоспособностью продукции лесной промышленности применительно к регионам России. Выявлено, что региональные различия растут с увеличением добавленной стоимости продукции. Показаны особенности внешней торговли субъектов Российской Федерации лесопромышленными товарами низкой, средней и высокой степени обработки. Определены основные тенденции, характеризующие динамику развития лесного сектора в последние годы. Показано, что появившиеся из-за перепадов валютных курсов преимущества для экспортёров не способствуют развитию производства продукции высоких переделов. Обозначены проблемы, препятствующие развитию лесной промышленности России: дефицит инфраструктуры и кадров, тяжёлое финансовое состояние предприятий, обезлесение, игнорирование мировых тенденций в отрасли. Предложены меры государственной поддержки лесопромышленного комплекса с учётом выявленных региональных различий. Определены пять общих принципов государственной политики управления конкурентоспособностью.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
Перспективы автомобилизации в Евросоюзе и Китае при различных сценариях распространения беспилотных совместно используемых автомобилей

М.Ю. КСЕНОФОНТОВ, С.Р. МИЛЯКИН
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
milyakin90@mail.ru
Ключевые слова: автомобилизация, совместное использование, беспилотные автомобили, сценарные расчеты, долгосрочный прогноз, Мotorization, car-sharing, autonomous vehicles, scenario calculations, longterm Forecast
Страницы: 85-107
Подраздел: РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация >>
Статья посвящена прогнозу динамики парка легковых автомобилей при различных сценариях распространения их совместного использования и технологий автоматизации процесса управления ими. Дается описание сценариев, инструментария вариантных сценарных прогнозных расчетов, а также их результатов для Евросоюза и Китая. Они демонстрируют, что в перспективе 25-30 лет эти социальные и технологические инновации способны оказать существенное влияние на траекторию показателей обеспеченности населения и общего парка легковых автомобилей. Под действием новых факторов динамика этих показателей будет описываться кривой, имеющей «пик», т.е. максимальное значение, после достижения которого будет наблюдаться не стабилизация, как в рамках традиционного подхода к моделированию процессов автомобилизации с использованием S-образных функций, а масштабный спад. Актуальность исследования для прогнозирования российской экономики связана, во-первых, с тем, что автомобилизация в мире во многом определяет перспективы потребления и экспорта энергоносителей, во-вторых, отмеченные тенденции автомобилизации, вероятно, будут наблюдаться и в нашей стране.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
Киноиндустрия сегодня: импульсы и барьеры развития

А.А. ШИНАХОВ
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
blackxs27@gmail.com
Ключевые слова: киноиндустрия, кассовые сборы, кинотеатральная рента, денежные потоки, дистрибьютор, рыночная структура, кинопроект, Film industry, box office, cinema-theatrical rent, cash flows, distributor, market structure, motion picture project
Страницы: 108-127
Подраздел: РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация >>
Исследование посвящено выявлению импульсов развития отечественной киноиндустрии в контексте преодоления барьеров, обозначившихся в результате глобализации кинобизнеса и трансформации структуры отрасли в рыночных условиях. Особое внимание уделяется исследованию специфики денежных потоков кинопроекта, на базе которого обоснован подход к комплексной оценке его финансового результата. Проведен анализ ситуации в отрасли с использованием показателей динамики кассовых сборов и рыночной концентрации, а также метода балльной оценки. Изучены последствия от возможной сделки крупнейших кинокомпаний «Уолт Дисней» и «20-й век Фокс» для российского кинематографа. С целью поддержания отечественного кинопроизводства были предложены следующие меры: квотирование зарубежного дистрибьюторского участия на рынке, максимизация инвестиционной привлекательности на основе открытости информации о проекте с использованием предложенной методики, введение предельного значения кинотеатральной ренты для иностранных прокатчиков.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
К вопросу о международной валюте, интернационализации юаня и расчетах в национальных валютах

В.Ю. ЧЕРКАСОВ
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ
vcherkasov@nifi.ru
Ключевые слова: ключевая международная валюта, юань, интернационализация, национальные валюты, международные расчеты, трансграничные платежи, Vehicle currency, yuan, internationalization, national currencies, international settlements, cross-border payments
Страницы: 128-146
Подраздел: ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Аннотация >>
Предмет статьи - валюты международных расчетов. В мире появился запрос на альтернативы доллару и евро. Однако главное свойство ключевой международной валюты остается прежним - минимизировать транзакционные издержки. В этом смысле амбиции Китая по интернационализации юаня переоцениваются. Система расчетов в юанях обслуживает прежде всего оплату Китаем импорта национальной валютой. Россия входит в число стран, валюты которых недоиспользуются в собственных внешнеторговых платежах. Увеличению расчетов в рублях будут способствовать интегрирующая роль России в регионе Евразии и риски, вытекающие из геополитических конфликтов. В национальных интересах - создание независимой от SWIFT системы внутренних межбанковских переводов в иностранных валютах и завершение перехода к трансграничным расчетам в рублях, в частности, в рамках Евразийского экономического союза.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
От теории иерархических игр к созданию системы эффективных контрактов организации высшего образования

Д.С. ХВАЛЫНСКИЙ
Алтайский государственный университет
hvalynskij@email.asu.ru
Ключевые слова: эффективный контракт, теория иерархических игр, теория экономических механизмов, теория аукционов, показатели эффективности, премиальные выплаты, Efficient contract performance, theory of hierarchical games, theory of mechanism design, auction theory, performance indicators, bonus payments
Страницы: 147-158
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассмотрена проблема стимулирования работников сферы высшего образования для достижения целей ее стратегического развития. Представлен опыт введения рейтинговой системы оценки деятельности сотрудников, кафедр и факультетов в Алтайском государственном университете. Для модернизации системы эффективных контрактов автором были предложены и успешно внедрены иерархическая игра нового типа и модель эффективного контракта, основанного на принципах теории экономических механизмов и теории аукционов. Формирование данной системы стимулирования в АлтГУ создало условия для выявления предельных возможностей научно-педагогических работников по выполнению целевых показателей на основе прямой иерархической игры, в которой говорить правду о своих возможностях по выполнению эффективного контракта оптимально для каждого игрока. Результаты позволили целенаправленно влиять на стратегическое развитие вуза через увеличение выплат за отдельные показатели с последующим перезаключением эффективных контрактов и оценкой нового прогноза развития организации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
«Не хлебом единым»: роль кустарных промыслов в восcтановлении экономики Cибири в 1920-е годы

А.А. НИКОЛАЕВ
Институт истории СО РАН
agronicol@gmail.com
Ключевые слова: Сибирь, мелкая и кустарная промышленность, промысловая кооперация, Главкустпром, военный коммунизм, нэп, Siberia, small-scale and artisanal industry, trade cooperation, General Directorate of handicraft industry, war communism, NEP
Страницы: 159-176
Подраздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Аннотация >>
В статье раскрывается негативное влияние Первой мировой и Гражданской войн на состояние мелкой и кустарно-ремесленной промышленности в Сибири, оценивается роль этой отрасли в восстановлении экономики в нэповский период. Доказывается, что методы прямого государственного регулирования мелкой частной и кооперативной промышленности не способствовали пробуждению деловой активности и деформировали ход кооперативного строительства. Национализация мелких предприятий, нацеленная на ликвидацию частной собственности, не сопровождалась повышением экономической отдачи. Разработка и реализация прагматичного курса на использование кустарной промышленности для насыщения товарного рынка тормозились рудиментами идеологии и методов управления военного коммунизма. Применительно к кустарной промышленности и промысловой кооперации они сохранялись вплоть до 1924 г. Только после введения в начале 1925 г. благоприятного налогового климата и выстраивания адекватной системы управления удалось достичь высокого социально-экономического эффекта, в сжатые сроки обеспечить резкий рост производства товаров и уровня занятости населения. В 1926-1927 гг. мелкая и кустарно-ремесленная промышленность в Сибири стала производить более половины валовой промышленной продукции и перерабатывать две трети сельскохозяйственного и треть промышленного сырья. Но в дальнейшем, несмотря на абсолютный рост, значение кустарно-ремесленного сектора стало неуклонно сокращаться в связи с развертыванием крупного индустриального строительства.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
Императивы законодательного обеспечения реализации майского 2018 г. Указа Президента России: пространственный аспект

Б.Н. ПОРФИРЬЕВ
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Ключевые слова: Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018, социально-экономическое развитие регионов страны, научно-техническое развитие регионов, законодательное обеспечение, Стратегия пространственного развития России, The Russia’s Presidential Order No. 204 dated 7 May 2018, socioeconomic development of the Russian regions, scientific and technological development ofthe Russian regions, legislative support, the Spatial Development Strategy of Russia
Страницы: 177-191
Подраздел: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Аннотация >>
Рассматриваются основные направления законодательного обеспечения реализации задач научно-технического и социально-экономического развития регионов страны, поставленных Президентом России в Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 01.03.2018 г. и в Указе № 204 от 07.05.2018. В том числе: 1) поддержка региональной составляющей конкретных национальных проектов (программ), направленных на прорывное научно-техническое и социально-экономическое развитие регионов страны, с учетом их интегрального эффекта для развития регионов; 2) увязка (интеграция) указанных программ в рамках Стратегии пространственного развития России до 2030 г., которая нуждается в коренном улучшении с участием законодательных собраний субъектов РФ и Совета законодателей при Совете Федерации при активной поддержке научно-экспертного сообщества; 3) поддержка названного сообщества, прежде всего воссоздания в России национального центра пространственных исследований, выполняющего функции системного интегратора и координатора указанных исследований профильными научными организациями
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину