Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия науки

2018 год, номер 4

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО БАЗИСА БИОФИЗИКИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Н.В. Жульева
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 119234, Москва, Ленинские горы, учебно-научный корпус «Шуваловский»
nina_rossia_mir@list.ru
Ключевые слова: биофизика, термодинамика, энтропия, организация, самоорганизация, парадигма, дисциплина, Шредингер, Волькенштейн, Рубин, biophysics, thermodynamics, entropy, organization, self-organization, paradigm, discipline, Schrodinger, Volkenshtein, Rubin
Страницы: 187-204
Подраздел: Из истории НАУКИ

Аннотация

Статья посвящена функционированию понятий «энтропия» и «самоорганизация» в ходе развития концептуального базиса биофизики. На основе различения между «наукой переднего края», «журнальной наукой» и «наукой учебника» (Л. Флек) рассматривается развитие теоретических оснований в учебниках по биофизике Б.Н. Тарусова, М.В. Волькенштейна и А.Б. Рубина. Функционирование базисных концептов исследуется с точки зрения концепции А.И. Липкина о первичных и вторичных идеальных объектах, различение уровней смысла понятий проводится с опорой на В.С.Степина, что позволяет соотнести уровни декларации и модельной реализации. В обоих учебниках нет строгой теоретической системы. Учебник Волькенштейна имеет более «модельный» характер. Воспроизводимая в нем теоретическая схема Шредингера выполняет некоторые функции парадигмы (Т. Кун) и может быть названа протопарадигмальной. Понятие энтропии здесь - центральное, вводится на математическом уровне и используется на физическом и биологическом уровнях в связи с его натурфилософским смыслом. В учебнике Рубина явно присутствует стремление к большей теоретизации, биофизические модели основаны на понятии самоорганизации, понятие энтропии употребляется ограниченно, основной становится схема пригожинской школы неравновесной термодинамики. Различия концептуальных структур этих учебников можно трактовать как смену протопарадигмальных теоретических схем и их онтологий. Индивидуальность учебников биофизики, их теоретическая неконсистентность и проблемность свидетельствуют об отсутствии фундаментальной биофизической теории. Стремление к ее созданию связано с общей для ученых мечтой о «единой теории».

DOI: 10.15372/PS20180414
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину