СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ОБЩЕСТВЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ РЕПУТАЦИИ ИНДИВИДА
Ю.Е. Крюкова, Г.В. Сорина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация kryukova555@bk.ru
Ключевые слова: репутация, академическая репутация, политическая репутация, социальные нормы, нормы деятельности, ценности, образование, reputation, academic reputation, political reputation, social standards, activity standards, values, education
Страницы: 2113-2119
Аннотация
Одна из проблем в исследовании репутации, которая встает перед специалистами разных областей, - это поиск факторов формирования и критериев оценки ценностных характеристик субъектов как индивидуализированных, так и коллективных. Так, например, специалисты в области теории игр придерживаются мнения о том, что существуют теоретико-игровые модели репутации и нормы деятельности, а сама репутация в их исследовании является в некотором смысле рефлексией над нормой деятельности. В статье ставится задача рассмотреть социальные нормы, во-первых, в качестве фактора формирования репутации, во-вторых, в качестве фактора оценки субъекта. В период воспитания, социализации, получения профессионального образования происходят интериозация («вбирание») общепринятых социальных норм, формирование систем ценностей и определенных моделей поведения, что отражается на деятельности субъекта. На основании анализа деятельности субъекта можно судить о репутации. Понятие «репутация» носит полисемантический характер. Это позволяет нам говорить о репутации, с одной стороны, как о ставшем явлении, сложившейся системе оценок и ценностных характеристик, с другой - как о процессе формирования таких оценок и характеристик. В последнем случае оказывается, что «репутация» в качестве процессуального понятия рассматривается в качестве процесса поиска ценностных характеристик субъектов и результатов их деятельности. В этом контексте о ней можно говорить как о процессе принятия решения о том, какую оценку дать деятельности субъекта. В статье показано, что соответствие или несоответствие деятельности субъекта общепринятым социальным нормам, а также ценностным предпочтениям оценивающего субъекта оказывается одним из основополагающих факторов для принятия решения относительно репутации оцениваемого субъекта как индивидуализированного, так и коллективного.
DOI: 10.15372/PEMW20180320 |