К ПРОБЛЕМЕ МОДЕЛЕЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Р. Арпентьева1,2, Е.А. Богомолова1, М.А. Спиженкова1
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация mariam_rav@mail.ru 2Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Российская Федерация
Ключевые слова: инклюзия, педагоги, студенты, психологи, понятие инвалидности, инклюзия, inclusion, teachers, students, the concept of disability, the category of disabled people, psychological inclusion
Страницы: 2090-2097
Аннотация
Цели статьи - осмысление возможностей и функций инклюзивного образования, сравнительный анализ инклюзивной и эксклюзивной (специальной) моделей образования, выделение различных эффектов и практик инклюзивного образования. Данная проблема, несмотря на ее значительную изученность, продолжает оставаться теоретически и практически значимой и актуальной: создается все больше вариантов (практик) инклюзивного и эксклюзивного образования, изучаются их эффекты, сопоставляются положительные (функциональные) и отрицаемые (дисфункциональные) стороны инклюзивного и специального образования. Исследователями отмечается, что выгоды инклюзивного образования значимо выше, чем возможные потери. Специальное образование, как и дополнительное, альтернативное образование, может и должно играть роль дополняющего режима (стороны) инклюзивного или общего образования. При этом важно достичь того, чтобы образование было вариативным, ориентирующимся на особенности развития детей (с ОВЗ и без ОВЗ), а не только на внешние нормы и нормативы (критерии).
DOI: 10.15372/PEMW20180317 |