НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Л.Н. Жуковская, С.В. Костылев, О.Ф. Морозова, Е.А. Ноздренко
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация jln@kraslib.ru
Ключевые слова: лаборатория, научно-исследовательская лаборатория, научная школа, исследовательский коллектив, рефлексивный анализ, парадигма, социокультурные практики, профессионализм, компетентностное развитие, научно-методическое обеспечение, laboratory, research laboratory, scientific school, research group, reflection, paradigm, sociocultural practices, professionalism, competency-based development, research and methodological support
Страницы: 1844-1852 Подраздел: ПЕДАГОГИКА
Аннотация
Статья посвящена описанию деятельности научно-исследовательской лаборатории «Креативные технологии социокультурной практики», которая создана на базе кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Осуществляется рефлексивный анализ деятельности лаборатории, определяются возможные перспективы создания новых направлений. Научно-исследовательская лаборатория представлена как структурное образование высшего учебного заведения, функционирующее на основе задач, предъявляемых к содержанию и организации учебного и воспитательного процессов. Авторы статьи, опираясь на имеющийся в России и за рубежом опыт создания и функционирования подобных лабораторий, делятся своими выводами относительно возможностей оптимизации исследовательской деятельности в лаборатории. В статье предлагаются формулировки целей, задач, обсуждаются функции лаборатории, описывается организация ее работы; определяются пути совершенствования исследовательской деятельности. Определен статус лаборатории в системе высшего образования, что позволяет вводить необходимые инновации в образовательный процесс, модифицировать содержание исследований в соответствии с потребностями социокультурной практики региона. Особое внимание уделяется концептуальной, смысловой определенности научной деятельности участников лаборатории. В поле внимания попадает феномен «культурный код региона», парадигмальное осмысление которого становится системообразующим фактором для исследовательской практики. Переосмысливаются методологические основы деятельности исследовательских лаборатории, осуществляются прогнозы ее развития. Авторы приходят к выводу, что создание научно-исследовательских лабораторий в вузе имеет значительные перспективы в плане осмысления и исследования идейно-смысловых оснований изучаемых объектов, формулирования новых методологических регулятивов, нормативов предметной и профессиональной деятельности, адаптации познавательного опыта к условиям практики. В статье сделан акцент на возможностях применения иерархического подхода к исследовательской деятельности, что открывает возможность привлечения к совместной работе ученых, аспирантов, студентов и практиков, способствует совершенствованию исследовательского поиска и профессиональному росту сотрудников вуза.
DOI: 10.15372/PEMW20180212 |