Сравнение результатов расчетов химико-транспортной модели WRF-Chem с данными самолетных измерений в г. Норильск
П.Н. АНТОХИН1, А.В. ГОЧАКОВ2, А.Б. КОЛКЕР2, А.В. ПЕНЕНКО3
1Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН, 634055, г. Томск, пл. Академика Зуева, 1 apn@iao.ru 2ФГБУ «Сибирский региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт», 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 30 gochakov@sibnigmi.ru 3Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Академика Лаврентьева, 6 a.penenko@yandex.ru
Ключевые слова: самолетное зондирование, модель WRF-CHEM, Норильск, озон, антропогенное загрязнение, airborne sounding, WRF-CHEM model, Norilsk, ozone, anthropogenic pollution
Страницы: 282-287 Подраздел: ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ АТМОСФЕРЫ, ГИДРОСФЕРЫ И ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ
Аннотация
Проведена верификация результатов численного моделирования распространения антропогенных выбросов Норильской промышленной зоны с помощью модели WRF-CHEM с привлечением данных самолетного зондирования, выполненного в августе 2004 г. Показано, что выбранная конфигурация модели WRF-CHEM v3.5.1 адекватно воспроизводит метеорологические параметры, полученные в ходе измерительной кампании 2004 г. Результаты численного моделирования распределения концентраций сернистого ангидрида и озона и массовой концентрации аэрозоля качественно воспроизводят распределения, восстановленные из данных самолетного зондирования. Количественные оценки показали, что среднеквадратические ошибки для сернистого ангидрида, массовой концентрации аэрозоля PM2,5 и озона, рассчитанные для трех вылетов, составили 23 млрд(1, 2,6 мкг/м3, 9,8 млрд(1 соответственно. Такие расхождения могут быть вызваны некорректностью определения начальных и граничных условий, неточностями в задании величины антропогенных эмиссий, ограничениями в используемых аэрозольном и химическом механизмах.
DOI: 10.15372/AOO20180406 |