Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.118.141.96
    [SESS_TIME] => 1713485834
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 18c1951eaecb0760d9f769f19183bf2f
    [UNIQUE_KEY] => 73241d5f5ec0a5cd0f0ce2f5d91c62ec
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2017 год, номер 2

1.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Новосибирск, Российская Федерация
2560380@ngs.ru
Страницы: 947

DOI: 10.15372/PEMW20170201



2.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КАК МЕТАТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ЧАСТЬ 2

М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет, Калуга, Российская Федерация
Ключевые слова: эмпатия, принятие, конгруэнтность, конкретность, метатехнологии, принципы, интенции, преобразование, отношения, компетентность, empathy, acceptance, congruence, concreteness, meta-technology, principles, intention, transformation, relationship, competence
Страницы: 948-957

Аннотация >>
Статья посвящена анализу основных принципов социально-психологического консультирования как практики помогающих межличностных отношений и бытия его субъектов. Рассматриваются базовые проблемы клиентов, связанные с деформациями их внутриличностных и межличностных отношений, а также отношений к собственной жизни (бытию) в целом. Опираясь на тетраду принципов психологического консультирования, выделенную в школе К. Р. Роджерса, осуществлено исследование форм их реализации и специфики в трех основных измерениях взаимодействия консультанта и клиента: преобразовательном (власть), понимающем (компетентность), отношенческом (любовь). Каждое из этих измерений связано с той или иной интенцией консультативных отношений: преобразовательной, диалогической и отношенческой. В рамках каждой из этих интенций основные принципы консультирования реализуются как те или иные метатехнологии или группы метатехнологий. Кроме того, автор рассматривает принципы консультирования по отношению к жизнедеятельности консультанта и клиента в целом как «метатехнологии жизни».

DOI: 10.15372/PEMW20170202


3.
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ

М.Ю. Горбухова, Т.В. Скубневская
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», Барнаул, Российская Федерация
mag6549@yandex.ru
Ключевые слова: система высшего образования, Европейский круглый стол промышленников (УКС), Болонский процесс, реформирование, модернизация, реструктуризация, субъекты высшего образования, higher education system, European Round Table of Industrialists (ERT), Bologna process, reformation, modernization, restructuration, higher education subjects
Страницы: 958-967

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы высшего образования в России, связанные с его реформированием в рамках Болонского процесса. На основании анализа ряда исследований зарубежных авторов делается вывод об общности тенденций и проблем высшего образования в России, Европе и мире. Вместе с тем анализ работ, посвященных ситуации реформирования системы высшего образования в России, позволяет выделить специфические проблемы, которые, по мнению авторов, вызваны тем, что направление реформ и модернизации не учитывает традиций высшего образования России, основанных на национальной культуре и менталитете.

DOI: 10.153/PEMW20170203


4.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ГЛОБАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.И. Кудашов1, С.И. Черных2, М.П. Яценко1, Д.В. Рахинский3
1Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
vkudashov@mail.ru
2Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
2560380@ngs.ru
3Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Российская Федерация
siridar@mail.ru
Ключевые слова: глобальное образование, информационные технологии, прагматизация образования, образовательная система, качество образования, global education, information technologies, the pragmatism of education, the education system, the quality of education
Страницы: 968-975

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы отечественного образования на современном этапе. Раскрываются перспективы повышения качества образования на основе новейших технологий. При этом доказывается, что внедрение информационных технологий является мощным средством повышения качества подготовки специалистов с учетом того очевидного обстоятельства, что социальные институты обладают высокой степенью неповторимости и уникальности и требуют разработки специфических технологий применительно к каждому из них. Полноценный социально-философский анализ роли информации в глобальном образовании предполагает исследование особенностей самого образования как части социума. Дело в том, что любые исследования, посвященные роли, месту и перспективам информации, так или иначе будут зависеть от уровня решения социальных проблем вообще и образования как важнейшего социального института в частности. Это означает, что любые действия по направлению потоков информации в образовательном процессе должны согласовываться с общенациональной идеей, поскольку система образования всегда является и причиной, и следствием всех социальных трансформаций. Другими словами, образовательная система тесным образом связана с устойчивостью всего общества, однако имеет свою особенность, детерминированную спецификой конкретной образовательной деятельности. Современная глобальная школа отличается от традиционной, советской, в частности тем, что трансляция знаний ведется по более широкому спектру. Представляет интерес как сам механизм трансляции знаний, так и качественные характеристики новой информации, которая должна стать своеобразным мостиком в новое знание, используя в обучении новые каналы передачи информации. В условиях активного применения информационных технологий наряду с традиционными авторскими программами преподаватели могут и должны доносить знания не только посредством аудиторных занятий, но и путем использования как локальных (вузовских), так и глобальных информационных сетей.

DOI: 10.15372/PEMW20170204


5.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

К.Г. Кязимов
ОУП ВО Академия труда и социальных отношений, Москва, Российская Федерация
karl35@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностный подход, профессиональная компетенция, компетентность, образовательный кластер, образовательная среда, инновационная образовательная среда, vocational training, competency-based approach, professional expertise, educational cluster, education environment, innovative education environment
Страницы: 976-984

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования (УПО). Показано, что отечественный рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием, при этом не хватает специалистов со средним профессиональным образованием, особенно квалифицированных рабочих. Во многих регионах страны половина выпускников УПО трудоустраивается не по полученной специальности (профессии), что затрудняет их дальнейший профессиональный и социальный рост. Утверждается, что важнейшим условием развития инновационной экономики является воспроизводство квалифицированных специалистов, их распределение по территориям, отраслям и сферам деятельности и эффективное использование. Проанализированы проблемы, которые затрудняют подготовку квалифицированных специалистов. Делается вывод, что дальнейшее развитие профессионального образования обуславливает необходимость создания в регионах образовательного кластера (совокупность взаимосвязанных УПО, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли) а в вузах -инновационной образовательной среды, способной на основе частно-государственного партнерства обеспечивать подготовку квалифицированных кадров и более четко реагировать на потребности экономики регионов. На основе анализа взглядов ученых на понятие «инновационная образовательная среда» дается авторское определение инновационной образовательной среды - это совокупность специально созданных условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов и учебно-воспитательная деятельность студентов и обеспечивается генерирование и внедрение инноваций. Показано, что успешное функциони рование инновационной образовательной среды вуза может осуществляться на основе средового, гуманистического, стратегического, системноструктурного, инновационного, синергетического, компетентностного и культурологического подходов. Одновременно требуется реализация следующих условий: стратегическое управление развитием вуза, управление качеством профессионального образования, повышение профессиональной компетентности преподавателей, разработка основных профессиональных образовательных программ, комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса, применение компьютерных технологий, формирование в вузе корпоративной культуры. Изложены этапы, условия и мероприятия по формированию и успешному функционированию инновационной образовательной среды вуза.

DOI: 10.15372/PEMW20170205


6.
АКТУАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ ПРАВА, КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ю.В. Табакаев1, Н.Н. Краснова1, К.А. Кузьменко2
1ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», Горно-Алтайск, Российская Федерация
kfls@gasu.ru
2Адвокатская палата Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация
Kkuzmenko22@gmail.com
Ключевые слова: философия права, конститу ционное законодательство, правовое образование, комплексная методология, основные методологические подходы, philosophy of law, constitutional egislation, legal education, integrated methodology, basic methodological approaches
Страницы: 985-990

Аннотация >>
Современное общество-это очень сложно организованная система. Ее управление осуществляется с помощью политико-правовой системы, центром которой является государственная власть. Государственная власть в своей деятельности опирается на существующее законодательство, ядром которого является конституционное законодательство. Основу конституционного законодательства России составляет Конституция РФ. Это значит, что самые важные изменения в правовой реальности страны так или иначе касаются ее основного закона, или Конституции. Поскольку большинство современных изменений правовой реальности и ее концептуального ядра - конституционного законодательства - носят сложный системный характер, то для исследования данных феноменов необходима адекватная комплексная методология. Она может успешно реализоваться в философии права, теории государства и права, при исследовании конституционного законодательства. Такая методология исходит из приоритета целого по отношению к части и включает несколько взаимосвязанных подходов: диалектический, системный, структурно-функциональный, глобальный (системно-экологический), компаративистский, структурно-организационный. Опирается на теоретическую основу синтетического дуализма. В правовом образовании необходима подготовка специалистов соответствующего профиля.

DOI: 10.15372/PEMW20170206


7.
ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К.А. Кузьменко
Адвокатская палата Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация
kkuzmenko22@gmail.com
Ключевые слова: правовая безопасность, конституционное законодательство, юридическое образование, безопасность образования, legal security, constitutional legislation, legal education, security of education
Страницы: 991-996

Аннотация >>
В данной статье правовая безопасность рассматривается как отдельная отрасль национальной безопасности. Исследуется феномен правовой безопасности в конституционном законодательстве. Обосновывается важность включения обязательной учебной дисциплины по правовой безопасности в юридическое образование. Анализируется сущностная взаимосвязь новых отраслей в сфере безопасности - правовой безопасности и безопасности образования. В сложноорганизованном обществе XXI века изменения быстро нарастают и приводят к социальной неустойчивости. Государственное управление, в том числе с помощью права, законодательства усложняется, поскольку само право также может дестабилизироваться по ряду причин и порой утрачивает базовую функцию -обеспечения стабильности и достойного уровня жизнедеятельности населения. С одной стороны, эти новые процессы требуют теоретической разработки и практической реализации вопросов обеспечения правовой безопасности. С другой стороны, появляется необходимость специальной подготовки в юридическом образовании профессиональных кадров в области правовой безопасности.

DOI: 10.15372/PEMW20170207


8.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BPM-СИСТЕМ В ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

С.В. Чирков1, А.П. Перепелкин2, О.В. Агафонова1
1ФГБОУ ВО «Новосибирский ГАУ», Новосибирск, Российская Федерация
Kaf-aoi418@mail.ru
2ПАО «МДМ Банк», Новосибирск, Российская Федерация
anatoly2678@gmail.com
Ключевые слова: BPM, BPMS, Share Point, K2, контекстное обучение, новые информационные технологии, бизнес-процессы, методы математического анализа, contextual learning, IT, business processes, methods of mathematical analysis
Страницы: 997-1002

Аннотация >>
Техническое и методическое обеспечение не успевает меняться в соответствии с требованиями современного общества к организации бизнес-процессов в области управления. Понятность и наглядность бизнес-процессов компании осуществляется за счет их моделирования с использованием специального программного обеспечения, возможности динамического изменения их моделей силами участников и с использованием программных систем. В работе рассматривается противоречие между потребностью бизнеса в специалистах управленческих направлений, способных проектировать и разрабатывать бизнес процессы на базе новых информационных технологий, и недостаточным уровнем применения современных методик подготовки. Выдвигается идея разработки проектной методики обучения, основанной на использовании контекстного подхода, направленной на разрешение обозначенного противоречия.

DOI: 10.15372/PEMW20170208


9.
ВHEДРEHИE ЭKOЛOГO-TEXHOЛOГИЧEСKИX СOСTАВЛЯЮЩИX Б ПOДГOTOВKУ СПEЦИАЛИСTOВ ГOСУДАРСTВEHHOГO И МУHИЦИПАЛЬHOГO УПРАВЛEHИЯ

А.В. Шинделов, О.С. Шинделова, Л.В. Шмидт
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
andrej@nsau.edu.ru
Ключевые слова: учебный план, компетенции, экологические основы, агротехнологии, устойчивое развитие, международный проект, управление, направление подготовки, аграрные вузы
Страницы: 1003-1009

Аннотация >>
В статье представлен анализ направлений подготовки магистров по устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий, раскрыта структура уникального учебного плана в рамках международного проекта, органично сочетающего дисциплины управленческого, социального, агротехнологического и экономического характера. Отмечена и представлена возможность партнерского сетевого взаимодействия ведущих университетов по подготовке объективно востребованных специалистов, владеющих знаниями передовых агротехнологий, ресурсосбережения, экологического благополучия и управления территориями, комплексного решения проблем сельских территорий и сельского хозяйства. Обоснованно представлена необходимость подготовки специалистов для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий на базе аграрных вузов.

DOI: 10.15372/PEMW20170209


10.
РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАДРАМ АПК

В.В. Рождественская, Ю.В. Чудинова, О.В. Бутова, Г.В. Шипилина
Томский сельскохозяйственный институт - филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский ГАУ», Томск, Российская Федерация
christmas86@rambler.ru
Ключевые слова: аграрное образование, проблемы (вызовы) системы образования, пути решения, рынок труда в АПК, agricultural education, the challenges of education system and solutions, agribusiness labour market
Страницы: 1010-1017

Аннотация >>
В настоящее время вопрос о состоянии рынка труда аграрного сектора весьма актуален. В сложившихся условиях необходимо обоснование и разработка четких ориентиров для решения возникших проблем. В ходе исследования конкретизированы вызовы (проблемы) системы аграрного образования Томской области, а также разработаны пути решения проблем и способы их реализации путем анализа текущего состояния профессионального рынка труда в АПК Томской области. Разработаны требования к системе подготовки кадров сельскохозяйственного профиля в Томской области. Даны практические рекомендации по совершенствованию системы аграрного образования в Томской области с учетом требований, предъявляемых к кадрам АПК.

DOI: 10.15372/PEMW20170210


11.
КУРС МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Игошин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Саратов, Россия
igoshinvi@mail.ru
Ключевые слова: содержательная математическая логика, формальная математическая логика, содержательные аксиоматические теории, формальные аксиоматические теории, булевы функции, дискретные преобразователи информации, meaningful mathematical logics, formal mathematical logics, meaningful axiomatic theories, formal axiomatic theories, Boolean functions, discrete transmitters of information
Страницы: 1018-1022

Аннотация >>
Статья посвящена выявлению роли курса математической логики в фундаментали- зации математического образования специалистов в сфере компьютерных наук и информационных технологий, обучающихся в образовательных учреждениях СПО. Колоссальные прикладные возможности математической логики проявились лишь по прошествии двух с лишним тысячелетий развития этой науки в тесном союзе с развитием математики. Предлагается организовать обучение математической логике с учетом этих двух ее сторон -теоретической как науки о способах и формах правильного мышления и прикладной как инструмента для конструирования компьютеров и создания программного обеспечения к ним. Основой для такого образовательного подхода может послужить только что вышедший учебник автора «Элементы математической логики».

DOI: 10.15372/PEMW20170211


12.
МЕТОДИКА СИТУАЦИОННОГО SWOT-АНАЛИЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МОРСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н.Ю. Бугакова, В.А. Даниленкова, И.В. Титова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет», Калининград, Российская Федерация
bugakova@klgtu.ru
Ключевые слова: экологические риски, правовые знания, экологическое обучение, информационные ресурсы, правовая грамотность, environmental risks, legal knowledge, environmental education, information resources, legal literacy
Страницы: 1023-1027

Аннотация >>
Определение возможностей, рисков внешних и внутренних факторов деятельности университета необходимо для определения сильных и слабых сторон характеристик экологической образовательной среды, состояние которых определяет потенциал и возможности нормативно-правовой базы. Для определения анализа и стратегии развития экологической образовательной среды морского технического университета используется методика SWOT-анализа с точки зрения нормативно-правого обеспечения и сопровождения. Исследование предполагало разработку содержания экологической образовательной среды технического вуза в системе взаимоотношений и сотрудничества «администрация - преподаватель - студент»; определения признаков, характеристик, структуры, принципов, функций; основных подходов и закономерностей к проектированию моделей в процессе экологического обучения-воспитания. В ходе разработки нормативно-правового сопровождения использовались результаты ситуационного метода SWOT-анализа.

DOI: 10.15372/PEMW20170212


13.
ОБУЧЕНИЕ ОЦЕНЩИКОВ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И.В. Косорукова1, А.В. Пылаева2, М.А. Емельянова2,3
1Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Российская Федерация
IKosorukova@synergy.ru
2Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
alena.pylaeva@gmail.com
3Автономная некоммерческая организация «Институт развития территорий», Нижний Новгород, Российская Федерация
maria101193@mail.ru
Ключевые слова: квалификация, обучение, оценщик, оценочная деятельность, образовательная программа, образовательное учреждение, переподготовка, qualification, training, assessor, assessment activities, educational program, educational institution, further training
Страницы: 1028-1041

Аннотация >>
Активные реформы в области высшего образования и в области профессиональной оценочной деятельности изменили требования к подготовке оценщиков. Какова же ситуация с государственным регулированием подготовки оценщиков? Что фактически происходит с подготовкой таких специалистов в России? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в этой статье. В статье проводится сравнительный анализ программ в области оценочной деятельности нескольких десятков образовательных учреждений, сравниваются фактические программы с утратившими силу Государственными требованиями к программам профессиональной переподготовки оценщиков, программы повышения квалификации в области оценочной деятельности в Российской Федерации с требованиями, утвержденными Министерством имущественных отношений и согласованными с Министерством образования и науки РФ. В результате проведенного анализа выявлено, что существенная доля проанализированных программ соответствует государственным требованиям к программам профессиональной переподготовки оценщиков и к программам повышения квалификации в области оценочной деятельности в Российской Федерации. При этом в некоторых образовательных учреждениях отсутствует часть дисциплин, указанных в государственных требованиях, и имеются программы, где существует ряд дополнительных дисциплин. При этом не представляется возможным сопоставить программы подготовки магистров в области оценочной деятельности, поскольку названия программ и их наполнение существенно отличаются и по направлениям подготовки («Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит» и т.п.), и по наполнению дисциплинами. Программ бакалавриата обучения оценщиков практически сегодня в России не существует, поскольку отсутствуют государственные требования к их подготовке.

DOI: 10.15372/PEMW20170213


14.
СЕЛЬСКИЙ МИКРОБИЗЖС В УСЛОВИЯХ КОHЦEHТРАЦИИ АГРОПРОMЫШЛEHHОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Н.П. Карамышев
Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, Барнаул, Российская Федерация
aspirantura.aipk@mail.ru
Ключевые слова: малый бизнес, интеграция, сельский микробизнес, концентрация, кооперация, агропромышленный комплекс, small business, integration, rural microbusiness, clusterization, cooperation, agriculture
Страницы: 1042-1047

Аннотация >>
Рыночная экономика не может развиваться и эффективно функционировать без надлежащего обеспечения образовательными услугами субъектов предпринимательства. Особую роль в образовательной среде следует уделить дополнительному профессиональному образованию, так как главная его цель - повышение уровня профессиональных знаний и умений руководителей и специалистов различных отраслей экономики. Наиболее важными субъектами предпринимательской деятельности, а также пользователями образовательных услуг дополнительного профессионального образования являются представители малого предпринимательства и микробизнеса. Малое предпринимательство и микробизнес уже показали себя значимыми составляющими экономического организма страны, источником благосостояния граждан, опорой социально-политической стабильности общества. Особую роль в развитии малого предпринимательства играет концентрация, так как это объединенный экономический процесс, заключающийся во все большем сосредоточении производства в крупных специализированных предприятиях. Проблема реформирования и интеграции предприятий агропромышленного комплекса в условиях проведения реформ аграрного сектора, освоения рыночной экономики в агропромышленном комплексе существенным образом связана с проблемой профессиональной неподготовленности, большинство представителей малого и среднего предпринимательства не знают, каким образом развивать сотрудничество в современной рыночной экономике, какова юридическая процедура и формы концентрации и интеграции. В свою очередь, программы повы- шения квалификации по данному направлению реализуются достаточно редко, и руководители неохотно по ним обучаются.

DOI: 10.153/ PEMW20170214


15.
ДИНАМИКА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С.С. Сергеев
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Новосибирск, Российская Федерация
sergeevs09@mail.ru
Ключевые слова: наука, образование, факт, теория, эксперимент, наблюдение, система, гуманитарная наука, science, education, fact, theory, experiment, observation, system, humanities
Страницы: 1048-1054

Аннотация >>
В статье рассмотрены динамика критериев научного знания и их значение для современного образования. Автор ставит задачу: определить основания разграничения знания с точки зрения допустимости его включения в вузовские учебные программы с позиции соответствия требованиям научности и выявить опасности проникновения псевдонаучных учений в образование. Методологию исследования составили принципы историзма, а также предметности, методичности, системности и конкретности знания. Использован метод сравнительного анализа. Рассмотрев развитие науки и ее критериев начиная с XI века, автор выявил два уровня критериев различия научного и преднаучного знания: общенаучный и методологический, которые являются общими для науки и методологии. Выявлены слабые места, используя которые, псевдонаучные направления могут повлиять на образовательный процесс. Обоснована необходимость выработки механизмов защиты современного образования от проникновения псевдонаучных влияний. В статье сделан вывод, что формирование критериев научности знания является нелинейным процессом. Поэтому данные критерии постоянно уточняются и дополняются под воздействием изменений как в самой науке, так и под влиянием философских концепций. Различные философские и научные школы предлагали и предлагают собственные критерии научности. В итоге формируются критерии, признанные научным сообществом и образующие «защитный механизм» науки, целью которого является сохранение наукой собственной целостности, а также научной основы профессионального образования.

DOI: 10.15372/PEMW20170215


16.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДЫ ВУЗА В МАЛОМ ГОРОДЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ

Т.А. Мутных
Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина, Тара, Российская Федерация
Ключевые слова: среда вуза малого города, компетенции выпускников, university environment in a town, graduates' competences
Страницы: 1055-1057

Аннотация >>
Статья посвящена изучению и обобщению особенностей среды вуза в малом городе, инновационного педагогического воздействия, ориентированного на развитие общих и профес-сиональных компетенций обучающих.

DOI: 10.15372/PEMW20170216


17.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Е.Л. Гусейнова, К.Т. Тынчеров
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Республика Башкортостан, Октябрьский
Guseinova_elena@hotmail.com
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, когнитивный, competency-based approach, competence, competency, cognitive
Страницы: 1058-1066

Аннотация >>
В статье рассматривается актуальность проблемы развития профессиональных компетенций студентов технического вуза на примере изучения дисциплины «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика» бакалаврами специальности «Нефтегазовое дело». Обосновываются базовые понятия компетентностного подхода: компетентности и компетенции. Раскрываются основные положения и концепции методологических подходов: системного, компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного, являющихся методологической основой исследования. Описываются организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций студентов: создание субъект-субъектных отношений, использование дифференцированных пролонгированных заданий, проведение мониторинга образовательного процесса. Описывается возможность построения субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами на основе диалогического общения. Автором для оценки развития профессиональных компетенций предлагается критериально-оценочный аппарат, разработанный для оценки профессиональных компетенций, представленных в ФГОС-3. Определен и описан компонентный состав развития профессиональных компетенций, состоящий из когнитивного, операционно-действенного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-оценочного критериев. Анализируется и описывается содержательное наполнение приведенных критериев. Приводятся формулировки развиваемых профессиональных компетенций. Описываются показатели развития когнитивного, операционно-действенного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-оценочного критериев по каждой из приведенных компетенций. Предусматривается три уровня развития профессиональных компетенций: низкий, средний, высокий. Автором подробно описываются показатели развития критериев развития профессиональных компетенций. Также в статье по каждому из критериев приводится диагностический инструментарий. Описывается процесс реализации предложенных организационно-педагогических условий развития профессиональных компетенций. Рассматривается балльно-рейтинговая система, внедряемая в учебный процесс и способствующая повышению уровня мотивации к учебной деятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20170217


18.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОТДЕЛЕНИИ СПО В ТАРСКОМ ФИЛИАЛЕ ФГБОУ ВО В«ОМСКИЙ ГАУ»

К.В. Павлюченко
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Тара, Российская Федерация
kv.pavlyuchenko@omgau.org
Ключевые слова: Практика, навыки, умения, стандарт, industrial training, skills, abilities, standard
Страницы: 1067-1070

Аннотация >>
Рассматриваются аспекты организации и проведения подготовки специалистов отделения СПО Тарского филиала ФГБОУ ВО «Омский ГАУ». Выявлены основные проблемы, предложены способы их решения.

DOI: 10.15372/PEMW20170218


19.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

О.Г. Старцева1, А.В. Захаров2
1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа, Российская Федерация
starcevaog@mail.ru
2ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Российская Федерация
andrewzakhar@mail.ru
Ключевые слова: информационно-аналитическая система, дистанционное обучение, персональная образовательная среда, профиль студента дистанционного обучения, analytical information system, distance learning, personalized learning environment, student profile for distance learning
Страницы: 1071-1076

Аннотация >>
Рассмотрены особенности организации процесса дистанционного обучения студентов. Проанализированы существующие подходы и программные продукты персонификации и индивидуализации процесса дистанционного обучения. Представлена концепция организации процесса дистанционного обучения, в которой для повышения эффективности предложено использовать информационно-аналитическую систему, обеспечивающую персонализацию процесса обучения. Приведена структура информационно-аналитической системы, предложен подход к формированию профиля обучающегося для персонификации дистанционного обучения и к кластеризации студентов по индивидуальному профилю.

DOI: 10.15372/PEMW20170219


20.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

О.В. Соколова
Орловский государственный университет, Орёл, Российская Федерация
ov_filatova@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная культура, пенитенциарная система, социальная работа, professional culture, prison system, social work
Страницы: 1077-1083

Аннотация >>
Профессиональная культура специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении является качественной характеристикой личности специалиста. Отношение специалиста к продуктивности собственной профессиональной деятельности и к собственному профессиональному росту определяется уровнем профессиональной культуры. От уровня профессиональной культуры специалиста и его профессионального мастерства зависит эффективность и результаты его профессиональной деятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20170220


21.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

О.В. Хорват
Военный учебно-научный центр ВВС «Военновоздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Воронеж, Российская Федерация
olehorvat@gmail.com
Ключевые слова: творческий потенциал, креативное мышление, креативность, интеллектуальный потенциал, творческая личность, creative potential, creative thinking, creativity, intellectual potential, creative person
Страницы: 1084-1089

Аннотация >>
В современном обществе возрастает потребность в специалистах, способных творчески подходить к происходящим изменениям, использовать нетрадиционные способы решения возникающих проблем, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в стремительно меняющихся условиях. Как показывает педагогический опыт, скрытый потенциал креативности есть у многих. При создании определенных условий его развития и поддержки человек сможет максимально проявить себя в определенной сфере деятельности. Важно еще в школьном, и даже дошкольном возрасте заложить креативный базис с целью его последующего развития и совершенствования с помощью разнообразных методик и технологий. Особую роль в развитии творческого мышления конкурентоспособной личности играет иностранный язык с его образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. В статье рассматриваются современные тенденции и подходы к формированию и развитию креативной личности обучающегося в процессе иноязычного образования как основы повышения его конкурентоспособности.

DOI: 10.15372/PEMW20170221


22.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

Т.А. Конова, И.Е. Шемякина, М.В. Кобякова
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Тюмень, Россия
tatkoten@mail.ru
Ключевые слова: направленность личности, индивидуализация, обучение и воспитание, военный инженерный институт, personal orientation, individualization, training and education, military engineering institute
Страницы: 1090-1095

Аннотация >>
Выявлены и обобщены личностные ориентации курсантов военного вуза, составляющие психологическую основу индивидуализации обучения и воспитания, с целью повышения качества профессиональной подготовки российских кадров военной инженерии. Под личностными ориентациями обучающегося понимается его ориентация на общение с преподавателем, другим обучающимся, внимание к его личности, отношение к окружающему миру, к выбранной специальности (профессии), они напрямую связаны с развитием и самоактуализацией личности. Обозначены целевые ориентиры концепции развития само- актуализирующейся личности военно-профессиональной направленности курсантов.

DOI: 10.15372/PEMW20170222


23.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ С ПОЗИЦИИ СОМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Р.А. Гуща
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Российская федерация
Gusha.Roman@mail.ru
Ключевые слова: соматическое воспитание, здоровье, мотивация, физическая подготовка, обучение, курсанты, саморазвитие, somatic education, health, motivation, physical training, training, cadets, self-development
Страницы: 1096-1100

Аннотация >>
Особенности и содержание организации физической подготовки курсантов зависят от конкретной военной профессии, к которой обучающихся готовит вуз. Особое место в профессиональной подготовке военных кадров отводится развитию их прикладных физических качеств, являющихся результатом физической подготовки курсантов, направленной на формирование и развитие тех физических, морально-психологических и духовных качеств курсантов, которые будут востребованы и необходимы им в их профессиональной деятельности. Физическая подготовка в военных вузах должна быть направлена не только на физическое развитие, но и на развитие неразрывно связанных с ним психологических качеств - воли, выдержки, самообладания, решительности, стрессоустойчивости и т.д., а также духовных начал - морально-психологической устойчивости, ценностей и смыслов, установок на самосовершенствование с позиции соматического воспитания, которое как феномен мотивации социальной ответственности способно обеспечить у курсантов личностное восприятие собственного качества жизни и своего положения в социальной микросреде в зависимости от системы ценностей, имеющихся целей, ожиданий.

DOI: 10.15372/PEMW20170223


24.
ИГРОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Е.В. Зарукина
Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Санкт-Петербург, Российская Федерация
zarukina.e@iresras.ru
Ключевые слова: игровое социальное имитационное моделирование, подготовка кадров, инновационная экономика, game social simulation modeling, training of personnel, innovative economy
Страницы: 1101-1107

Аннотация >>
Статья посвящена вопросам применения методов игрового социального имитационного моделирования в качестве инструмента современных образовательных технологий. Отражены исторические аспекты становления, виды и организационно-методические особенности применения методов игрового социального имитационного моделирования. Выявлены и обоснованы роль и возможности применения рассматриваемых методов в целях реализации компетент- ностного подхода в образовании. Сформулированы основные задачи развития практики игрового социального имитационного моделирования в системе подготовки кадров для инновационной экономики.

DOI: 10.15372/PEMW20170224


25.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

В.С. Решетников1, А.Г. Шабанов1, А.П. Пичугин1, Л.А. Кузнецова2
1ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Новосибирск, Российская Федерация
2Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации, Новосибирск, Российская Федерация
Ключевые слова: метод компьютерного биоуправления, время реакции человека, микропроцессорный комплекс, реакция на движущийся объект, биологическая обратная связь, воспитание спортсменов, method of computer biomanagement, simple motor reaction, microprocessor complex, reaction to the moving object, neurofeedback, training of sportsmen
Страницы: 1108-1117

Аннотация >>
Повышение мастерства спортсме- нов-фехтовальщиков в современных условиях представляется весьма актуальным. Важным фактором в достижении высоких результатов в фехтовании является воспитание быстроты простой двигательной реакции, особенно необходимой в соревновательном процессе. Существуют различные методы оценки времени реакции человека на движущийся объект (РДО). Разработана и опробована в реальных условиях тренировок методика и комплексная программа компьютерного биоуправления, базирующаяся на универсальном принципе биологической обратной связи (БОС). Получены положительные результаты ее реализации.

DOI: 10.15372/PEMW20170225


26.
КОМПЛЕКС ХАРАКТЕРИСТИК УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

П.В. Меньшиков1,2
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия
edeltanne@list.ru
2Институт психологии, Калуга, Россия
Ключевые слова: учебное взаимодействие, характеристики учебного взаимодействия, образ обучающего воздействия, educational communication, characteristics of educational communication, image of educational influence
Страницы: 1118-1124

Аннотация >>
Статья посвящена психологическому рассмотрению процесса учебного взаимодействия. Рассмотрены следующие характеристики учебного взаимодействия: содержательная, структурно-организационная, рефлексивная, темпорально-топологическая, интерактивная, индивидуально-психологическая. Содержательная характеристика учебного взаимодействия подразумевает то дидактическое содержание, которое опосредует коммуникацию обучающего и обучаемого. Структурно-организационная характеристика определяет те конкретные формы, в рамках которых развертывается процесс учебного взаимодействия. Рефлексивная характеристика, которой в статье уделено особое значение, отражает субъективное восприятие процесса учебного взаимодействия обучающим и обучаемым, что оказывает существенное влияние на процесс их дидактической коммуникации. Темпорально-топологическая характеристика учитывает условия времени и пространства, в которых осуществляется учебное взаимодействие. Интерактивная характеристика касается процессуальных аспектов учебного взаимодействия. Индивидуально-психологические характеристики указывают меру воздействия на процесс учебного взаимодействия личностных особенностей его участников. Предложена схема рассмотрения процесса учебного взаимодействия, учитывающая переменную «образ обучающего воздействия».

DOI: 10.15372/PEMW20170226