Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.149.250.1
    [SESS_TIME] => 1714115841
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 9465facb08aa19a197df88ce27aebfee
    [UNIQUE_KEY] => 49d90a23eee3b913377c39d621c93bd0
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2016 год, номер 4

ЭТАПЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.Г. Кязимов
ОУП BO «Академия труда и социальных отношений», Москва, Российская Федерация
karl35@mail.ru
Ключевые слова: качество рабочей силы, профессиональные компетенции, компетентность, этапы достижения профессиональной компетентности, labour force performance, professional competences, competence, stages to achieve professional competence
Страницы: 593-600

Аннотация

В статье анализируются проблемы воспроизводства квалифицированной рабочей силы, изложены методология, условия и модель формирования профессиональной компетентности молодых специалистов - выпускников всех уровней учреждений профессионального образования (УПО). Основными пунктами изложенной автором статьи являются: требования к качеству подготовки профессионально-компетентной рабочей силы в условиях глобализации и структурных изменений в экономике; проблемы, которые затрудняют воспроизводство, трудоустройство и использование профессионально-компетентных рабочих и специалистов; показано, что в настоящее время, в соответствии с рекомендациями Юнеско о переходе к концепции компетентности человека и положением национальной системы оценки качества специалистов, термин «компетентность» становится ведущим при оценке уровня квалификации работников, важнейшим критерием профессионального образования и интегральным показателем качества рабочей силы; изложены принятые Правительством РФ и федеральными органами нормативные документы по проблемам совершенствования подготовки квалифицированных кадров и реализации компетентностного подхода; изложены основные направления реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке выпускников вузов и СПО; проанализированы основные критерии качества рабочей силы; обоснован переход к новой парадигме: от традиционной знаниевой к компетентностному подходу в определении целей профессионального образования, отбора содержания обучения, организации образовательного процесса и оценки его результатов с позиций готовности выпускников УПО эффективно трудиться в меняющихся условиях; изложены основные условия достижения профессиональной компетентности выпускниками всех уровней УПО; показана необходимость создания в учреждениях профессионального образования и регионах страны инновационной образовательной среды; изложены этапы достижения профессиональной компетентности выпускников УПО. Методологическая основа исследования: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, гуманизация образования, формирование у выпускников знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций, трудоустройство по полученной профессии, эффективная занятость и поэтапное достижение профессиональной компетентности. Новизной проведенного исследования является разработанная автором модель формирования профессиональной компетентности выпускников УПО, которая включает два этапа и представляет собой сложную структуру, этапы и компоненты которой должны тесно взаимодействовать между собой, поскольку функционирование каждого из них является условием эффективного функционирования остальных компонентов и этапов структуры. Первый этап - профессиональное обучение в УПО - должен рассматриваться как начальная стадия формирования основ будущей профессиональной компетентности выпускников, освоение ими знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций, гуманитарное развитие, формирование ценностных установок и профессиональной мотивации. Природа компетентности работника такова, что она, являясь продуктом профессионального образования в УПО, не прямо вытекает из него, а является следствием дальнейшего саморазвития и опыта трудовой деятельности молодых специалистов. Поэтому на втором этапе (эффективная занятость) для достижения профессиональной компетентности выпускникам необходимо успешно трудоустроиться, адаптироваться в организациях и прибрести творческий опыт трудовой деятельности по полученной специальности (профессии).

DOI: 10.15372/PEMW20160404