Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.140.185.170
    [SESS_TIME] => 1713290430
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 019af6ae3d06192a9c1514f0bb26cf4e
    [UNIQUE_KEY] => 24b682105e6d086cc344f11ab7aecc2d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 4

МЕМЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИСКУРСИВНОМ РАЗВИТИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЭТОСА

Л.Р. Асханова
Российский государственный гуманитарный университет, Россия, 125993, Москва, ГСП - 3, ул. Миусская площадь, 6
liurg112358@gmail.com
Ключевые слова: меметика, мем, мемаэтика, мемэтос, моральный дискурс, гуманизм, глобальный этос, делиберативная демократия, постнеопозитивизм, memetics, meme, meme-ethics, moral discourse, humanism, global ethos, deliberative democracy, post-neopositivism
Страницы: 65-89
Подраздел: ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

Статья посвящена проблеме актуализации морально значимых моделей поведения в массовом сознании. Обосновывается, что антинормативная тенденция, инициированная постмодернистским релятивизмом, в настоящее время - время глобальных вызовов - становится стратегически нерелевантна. Отмечается важность формирования универсальных общезначимых оснований сосуществования и взаимопонимания людей в процессе становления глобального этоса. В статье раскрываются роль и значение публичного рационального дискурса с целью выработки общественного консенсуса по моральным вопросам. Соответствующая коллективная рефлексия обусловливает дискурсивную легитимизацию моральных норм с возможностью придания прагматическим основаниям морали эпистемологического смысла. Публичный дискурс (в том числе в виртуальном пространстве) как разновидность делиберативной демократии (демократии участия) предполагает наличие изначальных нормативных предпосылок, очевидно, разделяемых участниками локального и глобального дискурсов. В качестве таковых автором выделяются гуманистические ценности и принципы, закрепленные в ряде основополагающих документов ООН и Европейского Союза. Проблематичным продолжает оставаться вопрос об уровне моральной и социальной зрелости большинства участников общественной коммуникации, о степени их этико-гуманистической грамотности. В связи с этим автор подчеркивает важность постоянного воспроизводства научно-философским сообществом этического дискурса в публичном пространстве, что может выступать средством социализации, образования, воспитания и культурной эмансипации в целом. В поиске новых подходов и технологий информационно-коммуникативного воздействия на содержание общественного дискурса в статье анализируется мемэтический подход. На основании представленного обзора в качестве самостоятельной версии инновационного способа популяризации и распространения этических концептов и моральных доминант поведения в современном медиапространстве автором вводится новое направление «мемаэтика». Мем(а)этический подход основывается на концепции мемэтосов (специфический аналог мемов), где моральные принципы и ценности рассматриваются в виде единиц культурной информации (реплицируемых концептов), распространяемых посредством коммуникации, имитации и т. п. Выделяются и описываются характерные особенности мемэтосов как смыслосодержащих форм моральной философии, выполняющих функции презентации морального смысла и одновременно выступающих инспираторами морального чувства. Проводится мысль, что мемаэтика обладает потенциалом позиционировать себя в качестве публичного языка морально-философского дискурса. Интегративный коммуникативный подход, основанный на данной концепции, концентрирует в себе разнообразные приемы и технологии (рекламные, pr-технологии, телемедийные, журналистские и др.), способствующие овладению вниманием широкой аудитории, вовлечению адресата в морально-этическую сферу коммуникации, инициированию моральной рефлексии. Автор приходит к выводу, что мемаэтика может стать формой глобальной коммуникации, вовлекающей ее участников в дискурсивное взаимодействие по формированию общего морально-нравственного континуума. Резюмируется возможность рассмотрения мемаэтического подхода в качестве нового направления коммуникационного постнеопозитивизма, основная цель которого - исследование вопросов адаптации, передачи, диффузии этико-философского знания на пути развития глобального этоса. Результаты проведенного исследования позволяют углубить теоретические взгляды на возможность применения современных медийных технологий в области этического образовательно-воспитательного процесса. Предложенный мемэтический подход способствует наряду с приростом этико-философского знания возможности практического конструирования и управления общественно-этическим дискурсом. Реализация всех потенциалов представленного нового направления предусматривает дальнейшее развертывание исследований в данной области.

DOI: 10.15372/PHE20160408