АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ТРАНЗИТА И ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.Г. Новиков
Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова, ул. Мира, 5а, Волгоград, Россия, 400066 novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: глобальный транзит, постпроизводительное общество, антропологическая революция, homo creator, творчество, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм, global transit, post-productive society, anthropological revolution, homo creator, creation, anthropocentrism, sociocentrism, dualism
Страницы: 77-86 Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматриваются задачи российского образования в контексте перехода от производительного к постпроизводительному обществу. Автор фокусирует внимание на том, что данная транзиция делает вероятным два сценария развития рода Homo: появление субъекта, открытого творчеству, и нарождение «человека жующего». Первая перспектива являет собой настоящую «антропологическую революцию», поскольку впервые в истории перед человеком открывается возможность освободиться от силы «экономической необходимости» и заняться реализацией внутренних мотивов. Осуществление же второй перспективы будет означать нисхождение человека до животного уровня. Таким образом, сегодня планетарное сообщество находится в состоянии бифуркации, когда решается вопрос о будущем всего человечества. Его судьба во многом зависит от того целеполагания, которое сделает институт образования. Автор считает, что интересам социокультурного развития человечества отвечает homo creator - личность, открытая со-творчеству, свободная от потребительского фетишизма, испытывающая наслаждение от самого процесса творения. Ценностная система homo creator’а должна носить дуалистический характер, увязывать интересы индивида и общества, признавать за каждым право на свободу и самореализацию. Этот тип личности должен отличаться творческим мышлением, характеристиками которого являются: а) способность продуцировать новые идеи, образы, б) критичность, в) открытость накопленной человечеством культуре, г) умение увидеть привычное с неожиданной стороны, д) способность к диалогу. Исходя из интересов гуманистического развития человечества, автор утверждает, что ориентация образования на формирование homo economicus является ошибочной. В России такая ориентация приведет к «укоренению» в социокультурной реальности личности, у которой инициативность и ответственность будут сочетаться с чисто рыночной оценкой всякого индивида. В случае же, если российская система образования сумеет сделать массовым социальным типом homo creator, наша страна обретет шанс не только сохранить собственную инаковость перед лицом угроз архаизации и (или) унификации ее культурных пространств, но и стать социокультурным лидером современного мира. Для выращивания в России «человека творческого» необходимы: 1) бесплатное и общедоступное образование, ориентированное не на профессиональную подготовку, но на формирование творческой личности, 2) создание открытых сетей знаний (образовательных сайтов, электронных библиотек, ассоциаций со-творцов, дискуссионных площадок и пр.), 3) организация инкубаторов «поводырей в будущее».
DOI: 10.15372/PHE20160309 |