Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.237.51.235
    [SESS_TIME] => 1711673165
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 09984408bef7a7fef0f150b60b6bb51c
    [UNIQUE_KEY] => d72de6a8221d56d398c232d8034dafce
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ НАТЮРМОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия
kka-78@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая установка, профессиональное восприятие, рисунок натюрморта, поисковые форэскизы, упражнения, pedagogical mindset, professional perception, still life drawing, search brief sketches, exercises
Страницы: 195-202
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Аннотация

Авторы отмечают, что в основе обучения академическому рисунку на художественных факультетах педагогических вузов лежит организованнный процесс научного познания, а также овладения методологическими знаниями по академическому рисунку. Инструментом управления процессом обучения рисунку является педагогическая установка, которая позволяет пробудить у студентов целенаправленное видение натуры, продиктованное конкретными учебными задачами, а также личностно-оценочное отношение к процессу изображения. Педагогическая установка помогает последовательно и постепенно формировать профессиональные компетенции рисовальщика, так как очевидно, что процесс построения изображения каждый раз сопровождается определенными целями и задачами зрительного восприятия. Именно целевая установка создает определенную форму психической организации деятельности, обусловливая подвижность восприятия и активность формирования изобразительных представлений, что позволяет найти принципиальное направление для решения изобразительных задач. При этом количество установок определяется количеством этапов работы над изображением и методической последовательностью усложнения учебного материала. В статье обосновано утверждение, что базовым методом обучения академическому рисунку и постижения изобразительной грамоты является исследовательский метод. Его сущность обусловлена его функциями: на основе целенаправленного наблюдения формируется профессиональное художественное восприятие; организуется последовательное усвоение знаний, то есть применяются известные знания, приобретенные на ранних этапах обучения, для решения более сложных задач и в результате такого решения добываются новые знания, а также обеспечивается овладение методами научного и художественного познания в процессе изобразительной деятельности, то есть реализуется первоначальный замысел в академическом рисунке. В художественно-педагогическом образовании этот процесс традиционно начинается с изображения натюрморта, который является особенно ценным объектом для познания основ изобразительной грамоты, наглядно и доступно демонстрируя различные закономерности формы в пространстве и их композиционное взаимодействие. Авторы предлагают строить обучение рисунку натюрморта, используя комплекс последовательно усложняющихся заданий: поисковых, кратковременно-тренировочных и длительно-творческих. В результате каждое академическое задание будет представлено одной завершенной работой и серией форэскизов и упражнений - этапов изучения теоретических и практических вопросов изобразительной грамоты.

DOI: 10.15372/PHE20160119